- Хочешь попробовать сегодня? - cпрашивает Эва, ведущая. - Если только хочешь... Ты не должна, ты сегодня с нами впервые.
Просто, если вдруг чувствуешь...
- Я хочу! Я... очень хотела... Сегодня ведь последнее занятие у вашей группы, - Это значит, следующий шанс выйти на сцену у меня будет только через два с половиной месяца, - Просто то, что перед этим происходило, очень глубоко меня затронуло, очень лично, - Участники группы кивают головами, улыбаются. Всех захватила предыдущая история, но я так просто расплакалась в финале, и слёзы ещё немного текут. - Я ещё вся в этом переживании. Не уверена, что мне из него нужно выходить и погружаться в следущее так быстро. Но с другой стороны...
Эва улыбается.
- Может, у тебя что-то есть? Какое-то чувство, сценарий...
- Да, есть, - смеюсь. Иметь сценарий глупо. Точнее, не глупо иметь какие-то соображения о том, что хочешь играть и с кем, но глупо надеятся, что на сцене произойдёт именно то, что ожидаешь.
- Ну, тогда иди, попробуй. Необязательно сильно погружаться, в какие-то глубокие переживания. Можешь просто рассказать о своих чувствах, как тебе откликалось то, что здесь происходило. Выходи, выходи на середину.
Я в центре комнаты. На сцене. Не понимаю, что должна делать. Просто поделиться впечатлениями? Я пытаюсь говорить, но ничего не выходит, не смотря на то, что я весь вечер хотела проговорить свои мысли об увиденном. Просто пропали все слова, мне почему-то не хочется. Потому что, видимо, хочется что-то другое. Вдруг пониманию, что мне очень надо - играть. Какую там я себе придумала тему? С чего хотела начать? Но сценарий как будто остался сидеть на моём месте у края сцены и ни в какую не хочет выходить. Я открываю рот, но слова отказываются рождаться. Я вообще не могу говорить!
- Я... Я не могу говорить.
Острая растерянность на миг переходит в отчаяние, как вдруг я понимаю: это оно. Я в роли. Закрываю глаза и иду к своим чувствам и образам.
- Я не могу говорить. Я камень.
- Очень хорошо. Попробуй описать, какой ты камень, - Эва перечисляет чешские слова, разница между которыми для меня неочевидна.
- Ох,- беспомощно улыбаюсь, - Боюсь, мой чешский не так хорош.
- Ничего, говори своим родным языком.
- Я... Тёмный камень. Очень тёмный. И шершавый. Неприятный на ощупь, - Мой чешский заканчивается, и я пытаюсь показать, какое лицо станет у того, кто попробует меня погладить и поцарапается. Я вот такого размера - как я здесь сижу. Симметричный, такой как бы треугольник, но округлый.
- Попробуй описать пространство вокруг себя.
Беспомощность, я ничего не вижу. Тьма.
- Это может быть луг...
- Нет, это не луг.
Ровная поверхность вокруг меня. Песок? Пустыня? Нет, пространство ограничено. Но это не комната. Неровные стены из тёмного, почти чёрного камня. Лишь чуть светлее, чем я сама.
- Я в пещере. Тёмной пещере.
- В тёмной-тёмной пещере тёмный-тёмный камень?
- Да, - всем весело, и мне тоже.
- Попробуй говорить, что ты чувствуешь. Что чувствует этот чёрный камень?
Улыбка исчезает с моего лица.
- Сначала чувствовала, что не могу говорить. Мне было тяжело. Теперь я разговорилась... И мне хочется плакать.
Лицо плывёт, нос закладывает наглухо.
- Плачь, - Слышу, как пачка салфеток прошуршала и легла передо мной. Достаю одну наощупь. Теперь можно плакать. Плачу.
- Мне грустно, что я такая. Неприятная на ощупь, жёсткая. Меня опасно гладить. А главное, что я такая ЧЁЁРНАЯЯЯ!..
Реву. Мой цвет приводит меня в отчаяние. Но, где-то за границами тоски наблюдаю беспокойство актёра: точно ли я описала свой камень? Как лучше описать зрителям его сложный цвет, колючую поверхность? Зрители?
- А я вижу вас. Вы пятна цвета, одно возле другого. Красивые цвета! Бирюзовый... Белый. Ещё другие, тёплые, разные, очень красивые, светлые. И вы шевелитесь, развеваетесь, переливаетесь. Какая-то ткань. Вы как гирлянда из флажков - в Гималаях? В Непале? В общем, такие флажки в горах, только вы больше, и на вас ничего не написано, только цвет. А я... Кажется, я не совсем камень, не минерал. Я из металла. Оплавленный чёрный металл. И, кажется, это только поверхность. А внутри пусто. Должно быть что-то внутри, что-то тёплое, какой-то светящийся красноватый уголёк. Как сердце. Но его нет, пустота и тьма. Я такая шершавая, что могу порвать вас, если вы до меня дотронетесь. Лучше не пытайтесь, вы такие нежные. Вы ТАКИЕ КРАСИВЫЕ! Я очень рада, что могу смотреть на вас! Очень! - личное сознание пытается что-то бормотать про спасительную роль красоты в моей жизни, но я не обращаю внимание и не транслирую. Я камень. Я слышу, как зрители переживают. Слышу, как они улыбаются, дышут взволновано. Суэно так вообще делает какую-то пранаяму, наверное, это ему помогает погружаться. Никто не стесняется, я чувствую их эмоциональное присутствие. Естественные, настоящие, переживающие - потрясающие!
- Пусти свои чувства, пусти их в слёзы!
Я пускаю, слёзы послушно заструились по щекам. Стало легче, на нос почти не давит. Вообще, я самого начала забываю дышать: нос закрыло, как захотелось плакать, а рот с самого начала лишний раз открывать не хочется. Когда замечаю (или Эва мне напоминает), то делаю судорожный вдох и стараюсь дышать глубоко и осознанно. В такие моменты тоска перестаёт концентрироваться в голове и горле, наполняет меня целиком, просачивается наружу и стекает с меня, как вода. Тогда мне становится легче, намного легче.
- Давайте подойдём. Осторожно! Потихоньку. Встанем вокруг.
Цветные пятна, колышутся, приближаются. Я плачу уже от радости. Слышу шелест шагов вокруг.
- Возьми себе цвет. Тяни внутрь столько цвета, сколько сможешь, - слышу голос ведущей прямо передо мной, но не слишком близко.
Я осторожно вытягиваю руки в стороны, стараясь не дотронутся ни до кого, но взять себе цвет. Элишка (я и спиной вижу, кто где находится) кладёт горячую ладонь мне на спину между лопаток, но я мотаю головой: не надо, ты об меня порвёшься!
- Не трогайте, просто стойте вокруг и давайте свой цвет, - Эва умудряется контролировать всё, что происходит в комнате.
- Что сейчас происходит?
- Мой камень... Сверху его больше нет! Он только вокруг, как гнездо. Осторожно, края очень острые!
- Иди наверх. Осторожно, очень медленно. Проживи это.
Поднимаюсь. Меня шатает, болтает, я машу руками в воздухе.
- Я... Я тоже флаг! Цветной, нежный. Ветер треплет меня. Так хорошо!
- Пусти свои чувства в голос!
- Хииии... Хееееееееее.. Хииииееееееееее...
Звук, рождающийся в онемевшем горле, с каждым разом всё нежнее, длиннее, причудливее. Это звук ветра. Воздух для него поднимается снизу, от диафрагмы, идёт вдоль спины и расправляет, прочищает, оживляет до этого омертвевшую область прямо за сердцем . Это не весь объём моих лёгких, а лишь небольшое количество воздуха, обычно остающееся после выдоха. И этот воздух равномерно струится наружу, рождая невероятно нежный, тонкий, но не рвущийся, долго тянущийся звук. Это ветер внутри меня - нежный, но сильный. Я - ветер, и я - флаг. Мы два в одном, мы летим, мы танцуем.
- Найди опору!
- Я не хочу опору! У меня была! - Вспоминаю свой камень с возмущением, как вырвавшийся на волю подросток авторитарного родителя. - Я хочу танцевать!
- Танцуй!
Я танцую. Чувствую, что тело не свободно, особенно кисти рук, они такие деревянные, я не знаю, как с ними. И тут же слышу голос ведущей:
- Пусти свои чувства в руки! До кончиков пальцев!
Я делаю так, и руки исчезают. Я флаг. Полностью.
- Что над тобой сейчас?
- Небо! Синее небо! Здесь очень много воздуха. О, и здесь холодно! Очень свежо, ведь здесь горы. - Я вижу снег на вершинах и начинаю беспокоиться. Может ли флаг замёрзнуть? Кажется, нет. Танцуем дальше.
- Ты можешь открыть глаза?
Открываю понемногу, не сразу привыкаю к обычному способу видеть. Всё нечётко, кроме глаз Эвы прямо передо мной. Какая она красивая! Я чувствую сильный поток, который не хочется прерывать, не хочется отводить взгляд.
- Повернись медленно. Посмотри на каждого. Столько, сколько хочешь. Можешь говорить или делать, что тебе хочется.
Я не хочу отрываться от её взгляда, но не буду же я так стоять вечно! Чувствую, что должна посмотреть и на других. Знаю, что уже очень поздно и пора заканчивать. Встречаю следующий взгляд, он такой же сильный и любящий. Как же хорошо ощущать эту связь с другим человеком, быть в ней, купаться в потоке любви. Но я закрываюсь, стесняюсь быть в таких отношениях с чужим мужчиной. И надо дальше..
- Не спеши! Почувствуй...
А и правда. Что же я творю? Возвращаюсь к Эве. Смотрю долго. Понимаю, что я хочу.
- Спасибо!
Теперь чувствую, что могу идти дальше, не насилуя себя. Благодарю всех. В какой-то момент чувствую, что благодарности мало. Хочу коснуться. Очень осторожно протягиваю руки. Лёгкое соприкосновение кончиками пальцев. Поток. Спасибо! Поворачиваюсь дальше. Спасибо! Руки? Нет, здесь по-другому. Ладони к ладоням, горячее тепло. Спасибо! Следующий участник. Поколебавшись секунду, обнимаю. Все смеются: "Пааапочка!". Сегодня в импровизации, которая случилась перед моей, этого участника взяли на роль папы. Но никто ещё здесь не знает, как сильно этот человек похож на моего собственного отца, я с самого начала занятия обратила на это сходство внимание. Спасибо! Последний участник. Бурный, почти не управляемый поток, направленный не столько на меня, сколько.. не направленный :) Ощущение ребёнка и великана одновременно. Спасибо! И снова Эва. Спасибо Эва. Прижимаюсь лбом к её лбу. Хочу так. Поток. Поток. Заземляюсь. Возвращаюсь в реальность. Спасибо! Огромное всем спасибо!
- Мы любим тебя, - улыбаются девчёнки. - Спасибо тебе!
Мужчины сдержаннее, но я могу видеть их глаза.
Я улыбаюсь. Как же легко! Моя улыбка как будто сбросила пару килограмм тяжести и взлетела.
Вопросы гуглу: трансперсональная психология, процессуальная терапия, драматерапия, расстановки, осознанное движение, свободное ассоциирование в психоанализе, сны и грёзы, шаманское видение, регрессивная психотерапия.