Несвижский замок - архитектурный памятник эпохи Средневековья и Ренессанса. По посещаемости туристов занимает одно из первых мест в Белоруссии. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005г.
Замок несколько столетий, аж до 1939 года принадлежал Радзивиллам - богатейшему дворянскому роду Великого Княжества Литовского, представители которого владели имениями в девяти европейских странах (Литве, Польше, Латвии, Франции, Италии и др.). При этом именно Несвижский замок у Радзивиллов был главной резиденцией рода.
Свою историю Несвижский замок ведет с начала 16 века, когда тогдашние хозяева города выстроили здесь первое сооружение из дерева. Вскоре замок перестроили, но уже в камне - в 1583 г. Этот год и считают сегодня датой основания дворцового комплекса. Инициатором строительства этого первого каменного замка был князь Николай Радзивилл Сиротка. Кстати, Сиротка - это было его прозвище. Князь Николай никогда не был обделен любовью родителей, он вырос в полной семье, а свое прозвище получил по недоразумению. Его родители пришли на бал к королю с младенцем, который на короткое время остался один и заплакал. Король, проходя мимо, воскликнул - «ах, сиротка плачет!». Злые языки мгновенно разнесли новую сплетню про семейство Радзивиллов, и прозвище приклеилось к ребенку навсегда.
Заходим в замок по мосту в ворота через ров с водой. Про эти въездные ворота рассказывала в
предыдущем посте.
Попадаем вот в такой большой внутренний двор прямоугольной формы. Напротив сразу привлекает внимание главный корпус замка. Он размещён на одной оси с въездными воротами и является центром дворцовой композиции.
Несвижский замок за свою долгую историю пережил большое количество перестроек и реноваций. Но момент постройки в 16 веке он считался одним из самых сильных фортификационных сооружений в Европе. У Радзивиллов в Несвиже была своя личная армия, вооруженная до зубов по всем требованиям того времени. В 17 веке стены замка защищали почти 30 орудий, войско Радзивиллов здесь успешно противостоял натиску русских войск, даже после того, как сам город Несвиж уже был взят.
В начале 18 века замок сдался-таки шведам во время Северной войны. Захватчики хорошо постарались, разбирая по камушку укрепленные постройки, так что после их ухода замку потребовалась существенная реконструкция. Поэтому в 18 веке всё здесь было основательно перестроено, в результате чего феодальный замок оборонительного значения превратился в изящный дворцово-парковый ансамбль - дворец, один из лучших в Восточной Европе. И примерно в таком виде он и дошел до наших дней.
Главный корпус, значительно перестроенный в 18 веке, выделяется своим архитектурно-художественным решением. Пилястры, рельефные декорации, скульптурные заставки придают фасаду пластичность, как и богатая лепнина высокого фронтона с гербом. Везде царит роскошь и торжественность - Радзивиллы всегда жили на широкую ногу.
Картуш фронтона с гербом семьи Радзивилл (слева в виде чёрного орла), совмещенном с гербом семьи Вышневецких (справа, в виде креста над золотой звездой). В 16 веке эти две богатейшие семьи магнатов литовского княжества породнились между собой - Эльжбета Вышневецкая стала женой князя Николай Радзивилла Сиротки. Для обоих семей это был стратегический союз. Вышневецкие, как и Радзивиллы, играли важную роль в политике и экономике страны. Внутри замка даже есть отдельный богато украшенный двуми гербами зал, посвященный этому событию, союзу двух богатых семей.
Я на этом моменте вспомнила, что в книге "Огнем и мечом" (и одноименном сериале) Генриха Сенкевича, действие которого происходит частично на территории современной Белоруссии, князь Иеремия Вышневецкий - один из главных положительных персонажей, защитник интересов государства.
Ну а у Радзивиллов девиз был простой и откровенный: «Bóg nam radzi» (“Нам советует Бог”). И по сей день представители этой многочисленной семьи (да, некоторые живут и в наше время) в той или иной степени входят в элиту общества, чем бы они ни занимались - крупные землевладельцы, послы, меценаты, общественные деятели, родственники президента США… Вот что значит генетика
Вход в главный корпус дворца (а сегодня в музей для осмотра роскошных интерьеров) сделан в виде выносного тамбура на ширину ризалита.
Над тамбуром - широкая терраса с металлической оградой. Что там ремонтировали рабочие я так и не поняла. Надеялась, что в музее двери из зала будут открыты, и можно будет выйти на этот замечательный балкончик. Но нет - туристам вход сюда не разрешен. Возможно, рабочие как раз и занимались организацией такой возможности на будущее
Вход в музей для осмотра интерьеров. Народу внутри очень много, прям толпы, и это ещё в будний день и не в сезон. Но надо отдать должное сотрудникам музея, всё хорошо организовано, обслуживают быстро и никаких диких очередей не было - ни в гардероб, ни в кассу. Я на выходе их поблагодарила, похвалила, и мне сказали, что это у них еще считается мало посетителей - самый аншлаг в замке случается на российские майские праздники
Над входом во дворец висит фамильный гербовый орел с тремя рожками - т.н. «трубы Радзивиллов». Фактически герб изображает три изогнутых охотничьих рожка. Но это очень старый и неоднозначный символ, он встречается в геральдике с 14 века, не только на гербе Радзивиллов, но и у других известных европейских фамилий. И дело тут не только в увлечении охотой. Считается, что «трубы» эти являются стилизованным изображением «трискеле» - трёх изогнутых в колене ног, исходящих из одной точки, как бы бегущих одна за другой. Символ бега времени, движения планет… Ближайший родственник свастики, кстати.
Про орла проще - Николай Радзивилл в 1517 году испросил себе титул князя Священной Римской империи. Поэтому с тех пор фамильный щит с «трубами» стал изображаться наложенным на груди императорского чёрного орла.
Как я уже упоминала, Несвижский замок не раз перестраивался - и по причине военных разрушений, и по воле новых хозяев, имевших собственное видение о том, каковой должна быть их резиденция. Свой нынешний вид замок в основном получил после реконструкции, проведённой в 1720-х годах Великим литовским гетманом Михаилом Казимиром Радзивиллом Рыбонькой (последнее это его прозвище), когда все внутренние сооружения с дворцом посередине были соединены галереями в единый ансамбль. То есть изначально главный корпус дворца стоял обособленно, как отдельное знание. А с 18 века разные пристройки, располагавшиеся по бокам от главного здания, были соединены с ним общими галереями. В результате этих перестроек периметр внутреннего двора наглухо замкнулся. К этому времени оборонительные функции уже не были востребованы, и Несвижский замок стал центром культурной жизни: тут появился театральный зал, библиотека, портретная галерея, а некоторое время даже работала типография
Внутренняя северная сторона дворцового комплекса (левое крыло дворца, если стоять лицом ко входу в музей)
Как видите, все здания дворца прямо-таки сияют новизной, и это не мудрено - масштабная реставрация завершилась здесь совсем недавно. Несмотря на значительные реставрационные новации, доля аутентичных стен здесь очень велика. Но есть одна стена, вернее корпус, который восстанавливали почти с нуля из-за аварийного состояния фундамента. Он находится слева от главного входа во дворец и хорошо запоминается, так как украшен красивой арочной галереей на первом этаже.
Одно из самых атмосферных мест Несвижского замка! Сразу вспомнилась солнечная Италия, эпоха Ренессанса, Флоренция и т.д.
Рядом с этой галереей обнаружилась старинная дверь в какое-то подсобное помещение.
Что это за дверь и куда она ведет я так и не поняла. По-латински прочитать надпись над дверью не смогла)) Но явно ведется ремонт, поэтому возможно в будущем за этой колоритной дверью нам будут показывать что-то интересное
Правый (южный) корпус замка (справа от главного входа). Сегодня там располагается ресторан «Гетман»
Высокая башня в углу между главным и южным корпусами. На флюгере красуется всё тот же фамильный гербовый чёрный орел Радзивиллов с тремя рожками
Раньше центральный двор замка представлял собой плац, выложенный булыжником. Осадный колодец с питьевой водой, сохранившийся до нашего времени посредине двора, в Средневековье являлся обязательным атрибутом любого замка.
С этим колодцем замка связано немало легенд, например, легенда о русалке Ундине, которая ночами является из колодца и крадет молодых красивых юношей🙂 В парке за стенами замка этой Ундине даже памятник поставили, покажу потом.
К колодцу прикреплены ведра - туда можно кинуть монетки и загадать желание. Тему желания выбираете сами - вернуться сюда в замок вновь или быть таким же богатым как Радзивиллы, кому что важнее))
Что интересно, почти все деньги в ведре - российские. Это косвенно говорит о том, кто в Несвижском замке основные посетители
Осталось посмотреть западный корпус двора, через ворота которого мы сюда и попали.
Вид на въездную браму (ворота) от главного входа во дворец. Как видите, двор имеет вид замкнутого со всех сторон прямоугольника.
Ворота украшает так называемая «вежа» - часовая башня, использовавшаяся находящимися в замке людьми для наблюдения за обстановкой в округе. В основном, этим занимались слуги. В 2012 году башня была реконструирована, в результате чего ей был возвращен первоначальный облик.
Справа от ворот во дворе еще одно атмосферное место с небольшой археологической выставкой старинных элементов дворца
Очень понравилось разглядывать разные детали на фасадах дворца. Все эти окошки с «финтифлюшками», резные трубы, черепица, окна со старинной расстекловкой в клеточку, фонари с зеленой слюдой - количество «вкусных» деталей просто зашкаливает. Видно, что реставраторы здесь изрядно потрудились
Несвижский замок ещё интересен тем, что здесь переплелись сразу несколько разнохарактерных эпох. Что-то тут есть от мрачного Средневековья (один колодец с булыжниками вокруг чего стоит), тут же рядом окна и галереи из эпохи Ренессанса. И всё это украшено пышными завитушками эпохи барокко, да огорожено строгими корпусами в стиле классицизма. Сплав времён и вкусов.
В следующем посте выйдем из двора через ворота брамы и направимся гулять по огромному замковому парку