Примечательная особенность Ярославля - более 30 старинных, богатых и исключительно красивых церквей. Большинство из них строились во второй половине 17 века - в золотой век ярославского зодчества. В те времена состоятельные местные купцы не жалели денег на богоугодное дело, приглашая на работу лучших архитекторов и иконописцев. Строили в основном из красного кирпича, украшая фасад большим количеством разноцветных изразцов (т. н. ярославское узорочье). Среди эти шедевров есть один храм, который в лицо знает каждый житель нашей страны - изображение этого храма уже много лет украшает 1000-рублёвую российскую купюру.
На оборотной стороне этой купюры изображена колокольня и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Её полное название - церковь в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Располагается вдали от основных туристических маршрутов Ярославля, на правом берегу реки Которосль в окружении трёх заводов. По сути, это промзона - за церковью на заднем плане видны производственные здания и трубы лакокрасочного и деревообрабатывающего комбинатов.
Пару слов про название церкви, кто такой Иоанн Предтеча и что за место такое Толчково.
Предтеча, то есть предшественник Иисуса Христа - пророк, который предсказал пришествие мессии и потом крестил его в водах Иордана. В христианской религии - самый чтимый святой после Богородицы. Он много и по делу критиковал действующую власть - за это царь Ирод по требованию своей супруги отрубил Иоанну голову.
Толчково (Толчковская слобода) появилось рядом с Ярославлем на правой стороне реки Которосль на рубеже 15-16 веков. Мастера слободы были кожевниками и прославили себя изделиями из кожи. Для изготовления кожаных изделий требовались специальные дубильные вещества, которые добывались здесь же путем толчения древесной коры. Отсюда и пошло название слободы - Толчково
Чтобы подобраться к церкви поближе, нужно пересечь Толбухинский мост через реку Которосль. Справа небольшая грузовая пристань, а вот вдалеке виден ещё один мост - железнодорожный, по нему проезжают все поезда (как раз виден один из них), идущие из Москвы в Ярославль и обратно.
Церковь строилась в 1671 - 1687 годах. До этого на месте храма Иоанна Предтечи находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве более крупного зимнего храма. Новый проект церкви сразу задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований от местных жителей. В Толчковской слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство - кто-то деньгами, кто-то ценными вещами, а у кого не было этого, просто предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города. Например, Казань, с которой велась торговля кожей и сафьяном, передала царские врата великолепной работы. Поэтому этот храм, построенный вскладчину, считался истинно народным!
Для строительства церкви толчковцы даже построили рядом два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. В итоге строительство продолжалось 16 лет, с 1671 по 1687 годы. Такой долгий срок был обусловлен не отсутствием денег (как это часто бывает), а наличием большого количества деталей, что требовало от мастеров кропотливости и точности, именно на это уходило много времени. Храм удался на славу - он и по сей день считается одним из лучших в Ярославле. Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках.
Роспись интерьеров была осуществлена в 1694-95 гг. - фресковая живопись внутри церкви занимает целых 9 ярусов, на которых изображено более 1500 (!) различных сюжетов. В целях лучшего сохранения этих фресок храм открыт для туристов только в теплое время года, с мая по октябрь. Сегодня храм уже считается недействующим и находится в составе Ярославского музея-заповедника, вход внутрь платный.
Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры 17 века, среди которых главное место занимает фигурный кирпич. Его отличает разнообразие кирпичных форм - на постройке можно увидеть валики, розетки, бусины, кокошники, косички, колонки и другие вариации. Это создает своеобразный эффект «резьбы кирпичом» по фасаду церкви. Все знают про «ярославское узорочье» - а это вот «кирпичное узорочье».
Декор окна. Ставни на окнах сохраняли тепло в зимнее время. А вообще они напоминают о тех временах, когда приходили на Русь враги, и храмы становились для прихожан местом, где можно было укрыться.
Эта изощренная «краснокирпичная резьба» прекрасно сочетается с поливными многоцветными изразцами, имеющими различные сюжеты и орнаменты. Причём, обойдя храм по периметру, вы не сможете найти ни одного повторяющегося узора на изразце! Ведь в 17 веке ещё не было фабричного массового производства, все изготавливалось вручную и каждый рисунок был уникальным.
Декор фасада дополняет изящный травяной орнамент на дверях церкви
Также храм по всему периметру украшает позолоченный резной подзор.
А ещё это единственный в России 15-главый храм! По сути их «три по пять», нестандартное количество, все главы - луковичные, кроме центральной, заменённой в 1794 году на барочную главу в виде громадной чаши с зубчатыми краями.
Целый букет дивных церковных глав, словно специально выстроившихся перед фотоаппаратом: маленькие, пониже - впереди, побольше - за ними, а самая большая возвышается, устремляясь в небо.
Всем туристам обычно рекомендуется сделать на память вот-такую фотографию, с видом на церковь и купюрой в 1000 рублей в руках. Ну и я тоже наконец-то обзавелась таким снимком))
Ну или так, не знаю, как правильнее))
На рубеже 17-18 веков рядом с храмом построили великолепную 6-ярусную колокольню в стиле «нарышкинского» барокко. Её четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Колокольня, как и церковь, была в те времена самой высокой в Ярославле - её высота 45 м, соразмерно высоте средней главы храма.
В ансамбль церкви также входят Святые ворота в стиле барокко, построенные в конце 17 века. Это скромное, по сравнению с остальными частями ансамбля, сооружение, очень сходное с аналогичными Святыми воротами в Коровниках.
К счастью, церковь не взорвали в советское время, однако ей была уготована судьба находиться рядом с промышленным предприятием, которое долгое время портило её своими химическими выбросами. В 1931 году богослужения здесь прекратились и помещение церкви использовали как склад зерна и удобрений и карбида. В настоящее время храм находится в составе Ярославского музея-заповедника, используется как объект музейного показа и ждёт не дождётся начала полноценных реставрационных работ…
В конце приведу цитату искусствоведа, этнографа, экскурсовода и священника Нила Григорьевича Первухина (1874 - 1954гг), который так описывал архитектуру церкви Иоанна Предтечи: «Глаз поражён величием, но не подавлен громадой, пленён роскошью декоративного убранства, но не утомлён пестротою фигурных деталей. Ничего мёртвого, застывшего! Нигде взор не упрётся в неподвижную точку..»
А известный художник Василий Верещагин, вдохновлённый красотой этого храма, в 1888 году написал вот эту картину "Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове".