Одно из самых интересных и затейливых сооружений в усадьбе Кусково - павильон Грот (от итальянского "grottа" - пещера), построенный в 1756-1761гг. Находится он в итальянской части усадебного парка, около Итальянского домика. Такое расположение Грота неслучайно. Именно в Италии в 17 веке зародилась традиция строительства подобных садово-парковых павильонов. В солнечном итальянском климате гроты возводились у водоёмов и использовались как временное, красиво декорированное укрытие от изнуряющей жары.
Слева на фото - Грот, справа - Итальянский домик в Кусково.
У нас в стране климат прохладнее, чем в Италии, поэтому подобные гроты служили больше для развлекательных целей. Так что несмотря на устрашающее название, наш грот - это вовсе не пещера, а эдакая парковая затея, которая скорее для гостей, чем для себя. Здесь устраивали парадные обеды, уединялись летом от солнца и даже устраивали романтические свидания. В общем, в 18 веке соорудить грот в усадебном парке - это было очень популярно и модно.
До наших дней в России сохранились только два павильона типа грот - в Царском селе под Петербургом и в московском Кусково.
Грот в Кусково был возведен в стиле рококо под руководством архитектора Фёдора Аргунова, который был крепостным хозяина усадьбы, графа Шереметева.
На этом моменте хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление. Если задаться поиском информации о создателе Грота, Фёдоре Аргунове, обнаружится только пара скудных фраз о нём. Что был он одним из представителей творческой семьи Аргуновых (художник Иван Аргунов, написавший знаменитый портрет крестьянки в высоком кокошнике - это его двоюродный брат). Что родился Фёдор Семенович в 1733, а умер - около 1768, прожив всего то 36 лет. В Кусково Аргунов отстроил ещё оранжерею, кухонный флигель, а также участвовал в постройке знаменитого Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге. Больше никаких подробностей об этом явно талантливом человеке до нас не дошло. Где он учился архитектуре (а в 18 веке эта профессия считалась очень сложной, архитекторы то работали только карандашом и линейкой, а ведь ещё и вкус надо иметь), чем жил и почему так рано умер - неизвестно. А всё потому, что Аргунов был крепостным, по сути - рабом графа Шереметева. Барин мог в любой момент убить своего крепостного (безнаказанно, за это не было предусмотрено даже никакого денежного штрафа, не говоря уже о суде), высечь, проиграть в карты, лишить семьи, выставить его на продажу, как вещь. Крепостные не могли распоряжаться своей судьбой, менять место своего жительства без разрешения своего хозяина. С самого рождения и до самой смерти крепостные были зависимы от прихоти и перепадов настроения только одного человека. Конечно, особо талантливые, как Аргунов, ценились и с ними обращались «аккуратно», но не более чем, как с хорошими борзыми или лошадьми, которые ещё пригодятся… Никому особо не были интересны подробности жизни этих «подлых людей» (термин, которые в те времена использовали по отношению к низшим сословиям, в т. ч. крепостным) И только в начале 19 века в России начало появляться негромкое мнение, что всё это не есть хорошо - главным образом, среди молодого просвещённого дворянства, и поначалу их считали чудаками .. Но в середине 18 века, когда строился Грот, до этого было ещё очень далеко
Старинная гравюра с изображением павильона Грот и моё фото примерно с такого же ракурса
По замыслу архитектора, основная идея оформления Грота в Кусково - союз стихий камня и воды. Это отражено как во внутренних интерьерах (их покажу ниже), так и снаружи - в декоре купола и стен здания.
Большой купол венчает скульптурная композиция в виде фонтана с устремляющейся ввысь струёй воды. Ребра купола, выложенные волнообразно черепицей, имитируют струи воды из этого фонтана.
Зелёно-золотые дверные и оконные решетки, напоминающие водные растения, были изготовлены мастерами села Павлова, которое также принадлежало Шереметевым
Также Грот щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах и прочими барочными излишествами))
Скульптуры выполнены из белого камня и изображают разных мифических персонажей, богов античности - Юнону, Венеру, Меркурия, Флору, Диану и Цереру
Как и свой природный прототип, Грот расположен у воды - на берегу одного из прудов усадьбы. В марте он ещё, конечно, подо льдом. А вообще раньше, при Шереметевых, у подножия ступеней в пруду плавали черные лебеди.
Заходим внутрь павильона. Внутри Грот имеет 3-частное деление - Центральный зал (под куполом) и два кабинета по бокам от него, их часто называют Северный и Южный кабинеты.
Пастельная гамма росписей стен Центрального зала «под мрамор» рождает ощущение сдержанной торжественности, в котором особую роль играют мраморные колонны с позолоченными резными капителями, обилие света и воздуха
При Шереметевых эти оконные проёмы в куполе центрального зала затягивали зелёной тканью, и получался эффект подводного освещения.
Люстра (а к ней ещё 16 настенных бра в том же стиле) была восстановлена в 1980 году по ветхим сохранившимся подлинникам-описей интерьера Грота XVIII века. Это перевитые ветви шиповника с белыми фарфоровыми цветами, сделано из латуни. Имхо, люстра и бра не в тему, но в эпоху барокко у всех было сложно с понятием too much))
Также в центральном зале выставлены 3 картины из ракушек и перламутра времен 18 века - «гротические панно», которые были заказаны Шереметевым специально для этого Грота. Одно панно с изображением оленя, два других - сюжетные, про влюблённую пару (судя по профилям и загорелой коже, скорее всего из Италии)) Это редкие произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских мастеров 2 половины XVIII века. Дошли до нас с некоторыми потерями в отделке (местами не хватает некоторых ракушек), но было решено оставить их такими, какие уж есть
Олень на опушке
Встреча влюблённых у фонтана
Ссора из-за опрокинутой чаши.
Получается история в картинах про эволюцию отношений - от встреч у фонтана до семейных ссор на кухне)) Особенно интересна угрожающая поварёшка в руках у женщины - ну настоящая римская матрона))
По бокам от центрального зала, как я уже упоминала, находятся небольшие кабинеты. Один из них ориентирован на юг (Южный кабинет), а другой смотрит на север (Северный кабинет). И цветовое решение у них разное - в Южном более тёплая гамма цветов, а в Северном кабинете всё в холодных серо-синих тонах. Для отделки этих кабинетов Шереметев пригласил узкого специалиста, немца, «гротических дел» мастера Иоганна Фохта. Работа по внутреннему декорированию павильона продолжалась 14 лет! Использовались кусочки разного материала - стекло, зеркало, мох, туф, а также более 20 видов ракушек, которые были привезены из Красного, Японского, Средиземного и других морей. А какие название у этих ракушек! По-моему, это просто песня: «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная», «арка ноэ», «пинна благородная», «жемчужный кораблик», «астрея ругоза».. Кстати, восполнить недостающие ракушки Грота во время недавней масштабной реставрации (2017-2019гг), идентифицировать и получить в необходимом количестве оказалось довольно сложно. Некоторые виды моллюсков со времен 18 века уже оказались занесенными в Красную книгу, а некоторые и вовсе вымерли. Всего при реставрации было использовано более 150 тыс.(!) раковин
В настоящее время в России нет аналогов этому великолепному «гротическому» интерьеру. И с 2019г., после реставрации, мы можем видеть Грот именно таким, каким он и задумывался в 18 веке
Южный кабинет, он же - зал Южных морей. Богато украшен гипсовой лепниной и орнаментами из ракушек разных форм и размеров. Всё это великолепие - на фоне тёплых, жёлтых и кораллово-розовых оттенков туфа.
Колонны стен
Откосы окон
Потолок тоже весь в причудливых ракушечных узорах
Если присмотреться, наверху под потолком есть изображения животных - птица (скорее всего пеликан, пьёт воду из чаши) и рыба
Ракушки, использованные в отделке, все разные
Интерьер дополняют несколько небольших, специально для Грота заказанных из Европы Шереметевым, деревянных кукол. Они располагаются в нишах стен. За спиной кукол везде выложен диск солнца из ракушек с расходящимися лучами
Всего Шереметевым для Грота было куплено 8 таких кукол, 3 дельфина и одна «морская девушка»/русалка - за всё было уплачено 1200 рублей (большие деньги по тем временам) Все куклы инкрустированы перламутром, ракушками и кораллами (хотя и с некоторыми утратами со времен 18 века). Расставлены как в Южном, так и в Северном кабинетах
Фигуры выполнены из глины и дерева в технике формовки. После обжига их декорировали раковинами разных видов и перламутровыми пластинами, вырезанными наподобие чешуек. Тончайшая, кропотливая работа западноевропейских мастеров прикладного искусства.
По инвентаризационной описи 18 века скульптуры очень смешно назывались: «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Мужик играет в волынку», «Французская баба держит в руках корзинку с фруктами».
Данная кусковская коллекция кукол из ракушек и перламутра не имеет аналогов в музеях нашей страны. Больше нигде ничего подобного вы не увидите - так что не пропустите диковинку))
В центре Южного кабинета стол с куклой, изображающей «морскую девушку»
Северный кабинет, в отличие от Южного, выглядит более скромно и отделан в холодной гамме цветов. Здесь в основном серые и голубые оттенки стен и потолка. И даже как будто действительно прохладнее, чем в Южном зале.
В нишах стен здесь тоже стоят куклы с ракушками и перламутром. Они немного «оживляют» интерьер кабинетов, которые в обычном смысле всё-таки немного неуютные
Посередине Северного кабинета на столе - обезьянка
Откосы окон
Детали
Вот эти ракушки с перламутровым слоем особая редкость. Поймайте момент, когда на этот перламутр попадет солнечный луч - это очень красиво, на обычном пляже такие ракушки найти сложно
А фото вот этого покрытия стен, из стекла и мелких ракушек - просто готовые обои для рабочего стола компьютера))