Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в самом центре кремля в 1862г. в честь тысячелетнего юбилея русской государственности (легендарного призвания варягов на Русь в 862г). Находится напротив Софийского собора около здания Присутственных мест. Авторами проекта являются М.О.Микешин и И.Н.Шредер и архитектор В. А. Гартман. Это настолько значимый и наполненный смыслами памятник, что ходя кругами вокруг него, можно изучать историю российского государства. Не случайно гиды новгородского кремля обычно закладывают по времени аж полчаса на рассказ об одном только этом монументе. Поэтому и я решила посвятить ему отдельный пост.
В 1857г. в конкурсе на создание памятника участвовали 52 проекта, которые по условиям конкурса подавались анонимно, подписываясь девизами. По тайному голосованию конкурсной комиссии, выиграл проект никому неизвестного Михаила Микешина. Конкурс похоже действительно был честным и анонимным - Микешину на тот момент было всего 24 года, вчерашний студент Академии художеств, о конкурсе он узнал из утренней газеты, а в скульптуре понимал ровно нисколько (т.к. был художником-живописцем). Но именно поэтому его идея с трехъярусным памятником-державой-колоколом была неканонической, оригинальной и всем понравилась.
Итак, памятник представляет собой гигантский шар-державу на колоколообразном постаменте. Форма такая глубоко символична - это колокол, который возвещает потомкам о славных делах российской истории. Также это напоминание о знаменитом новгородском вечевом колоколе. А также памятник по форме - как шапка Мономаха, символ царской власти.
Всего памятник содержит 128 (!) фигур и состоит из 3 основных частей. Деление монумента на три уровня подчеркивает знаменитую формулу официальной доктрины 19 века: «Православие, самодержавие, народность».
Верхняя часть (православие) выполнена в виде огромной царской регалии - державы с крестом. Она увенчана аллегорической композицией «Православие», состоящей из ангела (символ православной церкви) и коленопреклонной женщины, олицетворяющей Россию. На женщине русский национальный костюм, она опирается на щит с гербом и датой «1862» (год создания памятника). Обе фигуры находятся на огромной державе, которую император держал в левой руке. Что символизирует единение российского государства с православной церковью.
Средняя часть (самодержавие) - это 6 скульптурных групп, которые соответствуют шести важнейшим эпохам истории Русского государства. Правления шести личностей, при которых свершались значимые для страны события:
1) призвание и правление варягов и князя Рюрика в 862 году
2) крещение Руси князем Владимиром в 988 году
3) освобождение Руси от татарского ига князем Дмитрием Донским в 1380г.
4) создание единого российского государства Иваном III (конец 15 века)
5) воцарение династии Романовых (Михаил Романов, 1613г) и завершение Смутного времени (Минин и Пожарский)
6) создание Российской империи Петром Первым в 1721г.
Каждый из этих правителей формирует вокруг себя скульптурную группу, а каждая из групп, стоя по кругу, спинами друг к другу, смотрит в разные стороны света.
На памятнике, как известно, полностью отсутствует фигура Ивана Грозного, одного из наиболее ярких представителей династии Рюриковичей. Было решено, что это противоречит этике, ведь он когда-то разгромил город Новгород и устроил здесь массовые казни. Но что интересно, на нижнем фризе памятника есть изображения Алексея Адашева и попа Сильвестра (ближайших помощников Ивана Грозного в первые годы царствования), а также Анастасии Романовны - его первой жены, с которой он был очень счастлив, пока она не умерла.
«Призвание варягов на Русь»: первый князь Рюрик в остроконечном шлеме с остроконечным щитом (надпись «Лета 6370» по византийскому летоисчислению)
Скульптурная группа «Крещение Руси» (988-989гг): Великий князь киевский Владимир Святославич с поднятым вверх восьмиконечным византийским крестом, славянка, протягивающая ему ребёнка для крещения, и славянин, низвергающий языческого идола Перуна.
«Основание самодержавного царства Русского»: Иван III в царских ризах, шапке Мономаха, со скипетром и державой, принимающий от коленопреклонённого воина Золотой Орды знак власти - бунчук. Рядом лежат побеждённый в битве литовец и поверженный ливонский рыцарь с обломанным мечом. На заднем плане, справа от Ивана III обращённая к нам спиной фигура безымянного человека-«сибиряка», поддерживающего державу, символизирующая начавшееся присоединение Сибири к Русскому царству.
Но про эту безымянную фигуру есть более популярная версия - что это памятник обычному гражданину, никому не известному россиянину, который на своих руках и плечах один держит всю державу. Поэтому и считается, что на памятнике "Тысяелетие России" место нашлось действительно всем-всем😊
«Основание Российской империи»: Пётр I в мундире офицера Преображенского полка и порфире, увенчанный лавровым венком со скипетром в правой руке, и Гений-крылатый ангел, указывающий путь на север, к месту будущего Санкт-Петербурга. У ног Петра поверженный на колени швед, защищающий своё разорванное знамя.
Нижняя часть (народность) - это лента горельефа с изображением 109 деятелей истории, религии, науки и культуры. Вот как описал эту идею сам автор памятника Михаил Микешин: «Я мог бы предложить представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Всех 109 деятелей условно делят на 4 группы:
1) Просветители (Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, Нестор-летописец, Сергий Радонежский и др.)
2) Государственники (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, царь Алексей Михайлович, Екатерина II, Григорий Потёмкин, Александр I, Михаил Сперанский и др.)
3) Военные герои (Александр Невский, Дмитрий Донской, Ермак, Иван Сусанин, Борис Шереметев, Михаил Голицын, Пётр Салтыков, Алексей Орлов, Александр Суворов, Михаил Кутузов и др.)
4) Писатели и Художники (Михаил Ломоносов, Николай Карамзин, Иван Крылов, Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь и др.).
Всех за раз не сфотографировать, конечно))
Кусочек фриза, слева направо. Иван Крылов, баснописец, с маленькой книжкой в правой руке. За его спиной стоит, нагнувшись, историк Николай Карамзин. Рядом с И.Крыловым сидит Александр Грибоедов, писатель и дипломат. Далее спиной (не видно в кадре, но их и так все знают)) троица Михаил Лермонтов, Александр Пушкин и Николай Гоголь. За спиной Гоголя - Михаил Глинка, композитор, с партитурой нот в руке. Карл Брюллов, художник, с палитрой красок в руках. Дмитрий Бортнянский, композитор, сидит за фортепиано. Кирилл и Мефодий, христианские проповедники.
Для себя отдельно нашла легендарную Марфу Посадницу, главу новгородской оппозиции, отстаивавшую древние новгородские вольности и за это высланной Иваном III из Новгорода. Про неё краем уха слышала ещё даже до школы, на кухонных разговорах про новгородские корни нашей архангельской родни😊 Перед Марфой Посадницей лежит разбитый вечевой новгородский колокол, слева - бояре и военачальники Ивана III, а справа - казачий атаман Ермак, завоеватель Сибири.
Памятник окружён бронзовой решёткой с фонарями - прекрасный образец художественного литья.
В годы немецкой оккупации Новгорода (1941-1944гг) монумент был полностью разобран фашистами. К новгородскому кремлю они подвели узкоколейку: демонтированные фигуры и рельефы памятника планировалось отправить в Германию для переплавки. Но не успели. Вошедшие в кремль советские солдаты обнаружили полузасыпанные снегом фрагменты скульптур, лежащие на земле. Памятник быстро восстановили, одним из первых в освобождённом Новгороде - его открыли уже 2 ноября 1944г. А в 1970-х гг ленинградские реставраторы воссоздали фонари и решётку вокруг постамента. И сегодня «Тысячелетие России» напоминает нам о мудрости, мужестве и героизме тех, кто стоял у истоков создания Российского государства🇷🇺