Две нарядные церкви Санкт-Петербурга

Oct 19, 2020 20:37





Сегодня посмотрим две запоминающиеся церкви Петербурга. Спас на Крови знают все - я буду в основном про её внутренний интерьер, который подробно посмотрела и отсняла только совсем недавно. А вот Чесменская церковь известна меньше - с неё и начнём.



Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская) - дворцовый храм при Чесменском инвалидном доме Императора Николая I.

В 1774-1777гг по направлению дороги из Петербурга в Москву архитектор Фельтен построил для Екатерины II путевой дворец в псевдоготическом стиле, окруженный валом и рвом. Название Чесменского он получил в 1780 в десятую годовщину памяти о блестящей победе русского флота над турецким в Эгейском море при Чесме.

В честь того же события Екатерина Вторая 5 июня 1777, в присутствии шведского короля Густава III, заложила неподалеку от дворца небольшую летнюю церковь, автором которой тоже был Фельтен. Живописное готическое здание церкви, в одном стиле с дворцом, было освящено 24 июня 1780 в присутствии австрийского Императора Иосифа II в праздник Рождества Иоанна Предтечи.
Чесменский дворец в 1830г. по решению Николая I передали под богадельню военных инвалидов войны 1812г. И до появления железной дороги здесь в храме богадельни устанавливали перед въездом в столицу гробы особ Императорской фамилии, скончавшихся вне Петербурга, и здесь по ним служили панихиду.



Стены церкви украшают узорчатые вертикальные тяги, стрельчатые арочки и остроконечные башенки. Это одно из редких в Петербурге псевдоготических сооружений. Ну а лично мне здание напоминает… большой розовый торт, украшенный белым кремом)))





Сам бывший Чесменский дворец я пока подробно не смотрела, видела только издали. Хотя надо бы - у него нестандартная для путевого дворца форма трилистника (клевера/треугольника) в плане. Кто и почему выбрал для русского императорского дворца этот древнейший магический символ удачи - вопрос любопытный, была ли это идея самого Фельтена, или близкого окружения императрицы, или тогдашняя «мода» на масонство (московское Царицыно вон тоже усыпано всякими масонскими знаками и символами) Как бы то ни было, сегодня в бывшем Чесменском дворце находится Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения (ГУАП) (ранее Ленинградский Институт Авиационного Приборостроения (ЛИАП) Будем считать, что студенты и выпускники этого вуза отличаются повышенной удачливостью в жизни))



Далее мысленно переносимся из Московского района в самый центр Петербурга, на канал Грибоедова. Если встать на пересечении Невского проспекта с каналом и посмотреть на север - будет один из самых-самых известных ракурсов Петербурга. С правой стороны виднеется пёстрый девятиглавый храм, один из красивейших в городе - собор Воскресения Христова, в народе названный Спас на Крови.



Собор построен в 1883-1907 гг. на месте покушения народовольцев на императора Александра II, когда тот 1 марта 1881 г. был смертельно ранен взрывом бомбы.



Храм выполнен в стиле «псевдорусского» зодчества, он весь такой радостный (как не по поводу его строительства), цветастый и нарядный. Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти (!) тонов и обильно украшены декоративными элементами. Колонки, карнизики, тяги и наличники сделаны из эстляндского мрамора. А пять глав собора покрыты особой разноцветной эмалью.



В целом - это собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI-XVII веков, в частности он напоминает московский собор Василия Блаженного.



Средства на строительство храма собирали по всей России, хотя львиную долю внесли конечно сами Романовы. Строили долго, 24 года (из-за больших мозаичных работ внутри) - собор был освящён только в 1907г.







Высота собора - 81 метр, цифра такая неспроста - это год смерти Александра II



И всё-таки несмотря на всю эту архитектурную радость и веселье собор является именно посмертным памятником - Государю, много полезного сделавшего за годы своего царствования. Об этом подробно рассказывает серия панно, расположенных по низу храма. Близко к ним подходить нельзя, но написанное там продублировано.



Александр II сделал, конечно, немало - отменил крепостное право, ввёл всеобщую воинскую повинность, ограничил цензуру, еще была судебная и военная реформы. Освободил балканские страны (в том числе Болгарию, Сербию и Черногорию) от турецкого ига, присоединил к России территории Средней Азии, Дальнего Востока и Северного Кавказа. А вот «припоминают» у нас ему продажу Аляски за гроши американцам в 1867г. - мол из-за угрозы потери далёкой территории, которую трудно защищать и осваивать. Да и реформы его много критиковали (ну не любят у нас реформаторов). А так, чисто по-человечески «нормальный мужик» был)) жена, дети, любовницы, любил отдыхать в Крыму и на коньках кататься, всё как у всех)



Вот эту дату в школе на уроке истории заставляют выучить наизусть, всех и в обязательном порядке, до сих пор помню)



В годы блокады Ленинграда в соборе располагался морг - сюда свозили трупы замерзших от стужи и умерших от голода ленинградцев.



К 1970-м годам, после неоднократных порывов советской власти его снести/взорвать и обстрелов фашистов в годы ВОВ, собор находился в крайне аварийном состоянии. Было решено провести реставрационные работы. Длилась эта реставрация…27 лет! Почти столько же, сколько длилась постройка собора)) В 1986г. певец, поэт, гитарист и петербуржец Александр Розенбаум даже спел об этом в песне «Налетела грусть»:

Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса на Крови..

Нам всем повезло, сегодня собор выглядит как с иголочки великолепно - собственно, пора заходить внутрь, полюбоваться на знаменитые соборные мозаики.

Сначала конечно - специальный придел, где ровно над местом смертельного ранения Александра II сооружена Сень. Здесь сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью царя. Находится в западной части храма - прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.





Стоя у Сени, надо вспомнить обстоятельства случившегося. Трагичное покушение произошло 1 марта (по старому стилю) 1881г. Александр II погиб из-за своего.. благородства и человеколюбия. Можно сказать, нехотя подставился и нарвался. Предыдущие 7 покушений на Его Величество не принесли народовольцам никакого результата. Царь неизменно оставался цел и невредим. Казалось, само провидение хранило монарха. Думалось, и восьмое покушение закончится так же, как заканчивались предыдущие семь попыток разделаться с царем. Первая бомба, брошенная террористом Рысаковым возле Екатерининского канала в карету царя, напрочь разворотила государев экипаж. Смертельно были ранены находившийся неподалёку 14-летний крестьянский мальчишка и двое казаков из сопровождавшего царя караула, которые истекали кровью тут же на мостовой. Император же был целёхонек и невредим. Он с достоинством вышел из разбитого экипажа, подошел сначала к раненым, а затем к схваченному стражей Рысакову и спросил того: «Что же вы наделали? Вы убили совершенно невинных людей». В этот момент, стоявший совсем рядом, народоволец Гриневицкий метнул в ноги Александру II вторую бомбу. Было убито около 20 человек. Самому императору оторвало обе ноги. Он умер в Зимнем дворце через пару часов.

Внутри собор уникален своими мозаиками - их очень много, общая площадь покрытия свыше 7 тысяч квадратных метров. Мозаика сплошь покрывает все стены, столбы и своды. И даже пол набран мозаикой. Прям как целый музей мозаики! Над созданием всего этого трудились около 30 художников - среди них и известные В.Васнецов и М.Нестеров.





Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших подобных коллекций в Европе. Да и в России таких площадей внутренней мозаики, кажется, нигде больше нет.













Из-за того, что мозаика в соборе повсюду, в том числе на расстоянии вытянутой руки у стен и колонн - можно рассмотреть самые мелкие детали. Очень интересны тонкие контуры мозаикой и как решены переходы цветов - ювелирная работа это всё выкладывать по кусочкам! Все лица и руки живые, не статичные.







Десять долгих лет строительства собора ушло именно на мозаичные работы.



Вот, просто складки плаща - а сколько оттенков красного!



Или ноги - ведь проработан каждый суставчик пальца!





Цветы и растительные орнаменты на столбах





Не отстаёт и мозаичный пол, тоже как в геологическом музее - столько по ногами разных сортов использованного мрамора.





Под конец от всех этих мелких деталей и пестроты у меня даже «заболели глаза», и я пошла смотреть выставку про реставрацию собора в советское и перестроечное время. Там самое интересное - это снимки про то, как «было» и как «стало».





А также образцы мозаики и инструменты, которыми пользовались художники-реставраторы.



Кисточка вообще в три волосины)) это для реставрации разноцветных плиток на фасаде.



Снаружи в комплекте к собору идёт решётка Михайловского сада 1907г. - о ней я уже подробно рассказывала в этом посте. А рядом, вдоль канала Грибоедова всегда стоит много палаток с сувенирами. И если чем-то эдаким, креативным и нестандартным, обычно все закупаются на первом этаже Дома книги на Невском проспекте, то условно «русскими матрёшками» - можно здесь около Спаса на Крови. Вон какой выбор большой😊



2019, Серебряное ожерелье, Санкт-Петербург, Россия

Previous post Next post
Up