Неустанно рекомендую книгу великого физика Ричарда Феймана "Радость познания". В основном эта книга не про физику - хотя и по физику и суперкомпьютеры там немного тоже есть. Это истории из жизни великого ученого, обладающего, помимо острого ума, еще и своеобразным чувством юмора. Крайне интересны истории его участия в американском ядерном проекте в Лос-Аламосе - ироничные истории про быт ученых, цензуру и технологии взламывания сейфов.
Что касается близкой мне темы обучения детей - примечательны воспоминания Феймана об отце, коммерсанте, хозяине фирмы по производству униформы. Неоднократно в книге Фейман упоминает о нем как об основном человеке, воспитавшем в нем стремление познавать, или, как пишет Фейман, постигать суть вещей:
"У меня дома была Британская энциклопедия, и даже когда я был маленьким мальчиком, отец, бывало, сажал меня на колени и читал что-нибудь из энциклопедии. Мы читали, рассуждали о динозаврах, а может быть, это были бронтозавры или еще кто-нибудь, или беседовали о короле тираннозавров. И он говорил что-нибудь вроде: «Этот предмет имеет двадцать пять футов в высоту, а голова его шесть футов в поперечнике. Понял?» Затем он останавливался и говорил: «Давай подумаем, что это значит. Подумай, если он стоит на нашем переднем дворе, его высоты достаточно, чтобы просунуть голову в окно, но это не совсем так - его голова немного шире, и когда он будет пролезать, то разобьет окно».
Все, о чем мы читали, переводилось на язык, как это лучше сделать на самом деле, - так я учился что-то делать. Из всего, что я прочитывал, я старался вычислить, что это означает в действительности и как будет звучать на языке реальности. Таким способом (СМЕЕТСЯ) ребенком я обычно читал энциклопедию, но с переводом. Знаете, мне было очень интересно, что существуют животные такого размера - но как следствие, я не боялся, что одно из них залезет ко мне в окно; я просто думал, было бы очень-очень интересно понять, как все они вымерли, и до сего времени никто не знает почему."
И еще: "Глядя на птицу, он говорил: «Ты знаешь, что это за птица? Это коричневый певчий дрозд, но в Португалии его называют так-то, в Италии - так-то, в Китае - так-то, а в Японии - так-то», - и т. д. и т. п. «Теперь, - говорил он, - ты знаешь, как звучит на всех языках имя этой птицы, и когда ты покончишь со всем этим, ты ровным счетом ничего не будешь знать об этой птице. Ты только знаешь о людях в разных местах земли и что они называют птицей. А теперь, - продолжал он, - давай посмотрим на эту птицу».
Он учил меня подмечать существенное. "
Читая это, я думаю о том, в массе своей система обучения с раннего детства системно подменяет понятия - ведь ее целью является научить детей постигать не мир, а мнение людей - о мире. А большинство из них ошибается, искажают или упрощают действительность, просто не понимает предмета, о котором говорят, хотя успешно делают вид!
В результате мы с самого раннего детства учим детей заучивать чужие мнения, подгонять ответы к учебнику, размышлять в духе навязанной логики, делить утверждения на правильные и не правильные в зависимости от написанного в книге или реакции взрослого (учителя). Прикидываться знающими ради одобрения. И очень редко и мало - про суть вещей, про стремление использовать собственный разум, способности доверять его суждениям и проверять их, доходить в понимании и рассуждении до последней точки - когда по-настоящему все ясно. И плевать на оценки, учебники, и чужие мнения