Итак, с болью и печалью - приступаем. Новая российская школа - мои хэштеги, контексты и смыслы.
#зачемШкола
#финансистыРулят
#образовательныеУслуги
#образовательныеКомплексы
#школаЖизни
#РазнообразиеЭволюцияСвобода
#зачемШкола
Все окружающие признают, что со школой у нас проблемы. И для всех эти проблемы разные - сокращение программ относительно советской школы, несоответствие школы современной жизни, платность услуг, промывка детям мозгов, скрещение с этномигрантами, падение профессионализма педагогов, бескомпромиссное укрупнение, стирающее индивидуальность хороших школ, странные ФГОСы, гребущие всех под одну гребенку. И просто всех гребущие :)
В этом хоре голосов, жалующихся на школу, можно выделить много отдельных тем. И не факт, что главное меня будет главным для моего соседа. Ситуация осложняется тем, что на проблемы школы как школы мощно накладываются проблемы современного мира - например, отсутствие интереса к тексту у детей, привычным к “айпад-мельканиям”, видеоклипам и теле-развлекухе.
Можно не смотреть на частности, а посмотреть на главное, из чего частности следуют. Главное: тот, кто строит и финансирует систему, не имеет четкого целеполагания. Советское государство знало, зачем ему школа и какой она должна быть. Был консенсус с родителями и учителями - они интуитивно разделяли эту цель.
Сейчас я не вижу государственной цели, вижу инерцию и много разнонаправленных тенденций. Как будто огромный корабль, шедший определнным курсом, развалился - и его пассажиры гребут на обломках в разные стороны. Частная стратегия в катастрофе понятна - найти свой обломок и грести. Что все и делают.
Стратегия государства - мужественно осознать проблему, сесть за стол, хорошо подумать и начать что-то системно делать. Строить новый большой корабль, или много маленьких маневренных кораблей…
#финансистыРулят
Для меня это проблема нашей страны в целом - рулят не ученые, учителя, строители, инженеры, а финансисты, наплодившие страну и мир. Их позиция должна быть подчиненной, как она была подчиненной в эпоху "космоса и Королева", - обеспечение ресурсами тех, кто ставит высокие цели и движется к их выполнению. Деньги - это производная от человеческой деятельности. А финансисты верят, что все - производное от денег. Не заплатишь - не поедешь. Но этот путь не ведет к прогрессу. К прогрессу ведут идеи и работа.
Есть ощущение, что нашим образованием сейчас движут два принципа - 1. экономия / оптимизация бюджетных трат (как заставить одну лошадь тянуть три телеги), и 2. экономика РОЗ, паразитирующая на процессе закупок оборудования, учебников и прочего (телега должна быть современной и технологичной, уздечка на лошади - с гравировкой имперскими орлами, чтобы лошадь не просто сдохла, а с чувством глубокого патриотизма).
Но патриотизм лошади питается не орлами. Со времен Ломоносова одна строчка движет систему лучше, чем все имперские орлы: …что может собственных Ньютонов, и быстрых разумом Платонов, российская земля рождать. Хорошо ведь сказано, а?
Не нужно экономить на школе. Управлять школой должны учителя, или бывшие учителя, а не финансисты. Они очень мало воруют - эти деньги не пропадут, они что-нибудь точно на них постоят.
#образовательныеУслуги
Нет образовательных услуг, как нет медицинских и сексуальных. Услуги - это подать кофе и сделать маникюр.
А секс и образование за деньги - это паразитирование на нашем врожденном человеческом инстинкте самовоспроизводства и движения вперед - свободного и вдохновенного, с надеждой, верой и любовью.
Вместе с внедрением термина "услуги" по отношению к образованию оно стало напоминать не очень здоровый бизнес - когда родителям не успевающих учеников эти услуги буквально впариваются. А успевающим и интересующимся - только за плату доступны дополнительные профильные часы.
Раз все дети рождены разными, но все имеют равное право на образование - нужно его обеспечить. И все нормальные учителя с этим согласны - есть профессиональный драйв и в том, чтобы "растолковать даже полену", и в том, чтобы тратить время на "почемучек". И дети с особенностями развития, на которых нужно тратить очень много ресурсов и усилий, тоже должны реализовать свое право - наравне со всеми.
Не нужно вводить в школу принципы тарификации по прейскуранту. Те учителя, которых я встречала, готовы с полной отдачей и не считаясь с нормочасами, выполнять свою работу, добиваясь результата с любыми - со всеми детьми. Государство должно обеспечить внешние условия этого процесса так, чтобы работа учителя не была связана с прямой финансовой мотивацией, связанной с оплатой его работы родителями учеников. И просто дать учителям делать свою работу.
Да, учителю нужно платить - ну должен же он как-то жить. Да, оплата должна зависеть от квалификации, стажа, других показателей. Но завязывать мотивацию учителя на оплату услуг, заставлять его "подстраиваться под запросы клиента" - значит существенно ухудшать\искажать работу системы "учитель-ученик". Именно этим страдают платные школы - подстраиваются под запросы родителей, причем не понятно, каких именно, они у всех разные.
#образовательныеКомплексы
Не зло сами по себе. Идея, что ребенок в школе целый день - не нужно ездить в бассейн, на спорт, в кружок - в корне очень здравая, в наших запробленных мегаполисах.
Плоха реализация: 1) спорт и прочее должен прийти в школу в виде тренера спортшколы, педагога профобразования и проч, а не местной марь-ванны, тянущей допнагрузку "чтобы хватало на зарплату" 2) школы должны изначально строиться как продуманные архитектурные комплексы - с бассейнами, спортзалами и проч, 3) объединение служб бэкофиса для экономии - спорно, но можно, а объединение педколлективов - нет. Педколлектив - это творческий, тонкий, работающий организм.
Нельзя слить коллектив Большого, Малого театра и Щепки только потому, что они стоят на одной площади - хорошего не выйдет.
#школаПравоОбязанность
Жалоба многих учителей - дети и родители считают, что государство и школа обязано их учить, как бы они себя не вели. Выгнать не могут, школа и учитель - крайние за все, даже если расшалившееся капризное чадо поколачивает других детей в классе и хамит на уроках, выгнать его нельзя - вдруг в коридоре без присмотра ручкой глаз себе выколет?
Хорошее бесплатное образование должно быть и правом, и обязанностью. Нарушаешь порядок - на выход с вещами, недельный бан на посещение, догоняй как хочешь. Рецидивистов - в платную школу. Не умеет себя ребенок вести себя на продленке - платите за няню. Не хочешь учится в сильной школе - вон в слабую.
#школаЖизни
Школа должна сближаться с рынком труда - сотрудничать с профильными ВУЗами и HR-департаментами больших компаний. Она должна слышать рынок труда. Она должна делать рынок труда. Она должна предугадывать профессии, которых нет - она должна растить людей, который сделают отрасли и рынки, которых нет.
Роботы, 3ДЭ-дизайн, гейм-дизайн, дизайн новых средств передвижения, дизайн устройств на новых видах энергии - в кружковой части школы должно быть место мечтателям, инноваторам, безумцам с горящими глазами.
Школа должна консервировать прошлое и вынашивать будущее.
#РазнообразиеЭволюцияСвобода
Мой ответ на вопрос - что делать государству со школой? - позволить школам быть разным и оплачивать школе все. Должен быть измеритель минимального стандарта образования - да, но он не должен быть самоцелью. Его школе должно быть необходимо, но не достаточно выполнять. Чтобы было достаточно - школа должна сама искать и придумывать, что делает сверх стандарта, на чем специализируется. А государство должно это поощрять и оплачивать.
Если государство будет оплачивать только минимум - оно и получит минимум. Нужно оплачивать все интересное и продуктивное, что происходит в школе, и востребовано ВУЗами, родителями, рынком труда.
Школы должны быть разными - про математику, физику, кино, искусство, дизайн, космос, танцы. Если государство не знает, какие специальности ему нужны, можно попробовать отдать это на откуп саморегулирующейся системы школа-родители-вузы-рынок, отсекать неуспешных и растить успешных. А успех померить будет достаточно просто - конкурс на место в школе, например, очень хороший индикатор :)