Многие слышали про ситуацию с московской школой Интеллектуал, которой в начале нового учебного года существенно урезали финансирование. Настолько существенно, что это поставило коллектив перед жестким выбором - или ввести существенную плату за все, что сверх стандартной программы - а в случае Интеллектуала это почти две трети того, что привыкли получать в школе дети - или искать частное финансирование, или … работать “забесплатно”, что может продолжаться только ограниченное время.
Интеллектуал - прекрасная школа с интересной концепцией, и довольно молодая. Ее создали одиннадцать лет назад несколько очень неординарных людей, со специальной идеей - сделать школу для талантливых детей, которые очень-очень, на грани социопатии, любят учиться. Настолько, что готовы проводить в школе время с 9 до 9, настолько, что им просто невозможно, неуютно, плохо учиться в обычных школах.
А здесь им хорошо, это понимаешь сразу, как входишь в школу. Увлеченные, вежливые, благожелательные дети, тусящие в коридорах в любое время суток. Огромное количество кружков и проектов, выплескивающиеся из классов-лабораторий в коридоры и “повисающие” на стенах в виде плакатов, стенгазет, фотографий. Латынь, греческий, театральная студия, киностудия, робототехника, походы, археологические экспедиции….
Здесь ставят не на совершенство в одном - например, в математике, а на разносторонние и искренние увлечения. Растят интеллектуалов.
Очень важно, что школа полностью бесплатна, что есть интернат. Для многих детей это единственная возможность учиться так, как они хотят и могут, потому что у родителей нет возможности-желания-понимания их почти патологической склонности к учению. Здесь учатся дети, самостоятельно прочитавшие все книжки в районных библиотеках.
И вот внезапно спустили бюджет, которого не хватает на финансирование и трети программы, остальное… Или за деньги, или - никак. Необходимость увольнять учителей, психологов, воспитателей, закрывать кружки…Разрушать коллектив, который и был этой школой, разрушать уникальные программы, курсы, экспертизу. Уничтожать дух, который там жил, оставшийся от тех людей, которые создали школу. Школа молодая, нет влиятельных выпускников, способных помочь - политически или экономически.
Выходы из ситуации конечно есть. Пойти в русле тенденций, слиться с другой школой - дадут больше денег, увеличить количество детей в классах, изменить программы, закрыть бесплатные кружки, обрезать коллектив - и как-то выжить.
Коллектив и дети против, потому что это значит - медленно и болезненно перестать быть школой Интеллектуал. А они не хотят - переставать быть собой. Бунтуют, переживают, работают круглые сутки, ведут привычные спецкурсы “забесплатно”, переверстывают расписание, пьют корвалолчик.
Если судить по комментариям в соцсетях, извне эта ситуация не вызывает большого сочувствия. Все должны быть равны - почему некоторые равнее прочих? Почему кто-то должен учиться в школах-агломератах по стандартным программам и платить за кружки, а кто-то - бесплатно учить латынь и роботов у прекрасных, супер-увлекающих учителей?
И подспудно чувствуется настроение комментариев - и пусть, пусть будут как все. Так по -человечески обычно тему образования мы сливаем. Вместо хороших, разнообразных школ мы получаем навязанную серость плюс необходимость за нее платить. И не сопротивляемся добиванию остатков…
Мне кажется, это неправильная стратегия. Сейчас такое время, когда на фоне общего сокращения любых и всех социальных бюджетов и повышения всех возможных плат мы можем потерять или неузнаваемо изменить те прекрасные, а главное - своеобразные школы, которые были выращены увлеченными и талантливыми людьми за время относительной вольницы 90х и тучных 00х, когда государство школы особенно не трогало. Потеря будет безвозвратна. Ломать не строить. С их уничтожением образовательный ландшафт лишится разнообразия, лишиться альтернативных точек зрения, альтернативных педагогических практик. И это будет очень плохо для развития системы в целом - исчезнет материал для сравнения, обмена опытом, равнения на результаты лидеров наконец - ведь если кто-то из травы высовывается, за ним тянутся. Сильные игрок тянет “среднее” вверх.
Сейчас самое время перейти от стратегий “ мое -не мое дело” к конструктивным созидательным стратегиям - пожертвовать часть времени, ресурсов и “жара души” и сделать что-то не для себя, а для хорошего соседа. Сейчас нужно в целом играть на удержание - каждой хорошей и своеобразной школы. Если удержим - выиграем время, и легче будет от удержания перейди к развитию системы в целом. Найдутся точки роста.
Одна замечательная женщина, организатор и методист домашних математических кружков, написала мне недавно: большие позитивные изменения совершаются путем накопления микроизменений, когда люди просыпаются и начинают последовательно заниматься маленькими созидательными делами.
Давайте поддержим школу. Давайте сохраним.
Только не нужно устраивать громких конфронтации, маршей, криков про виновных. Этого и сейчас хватает. Если вы знаете, кого можно тихо попросить повлиять на ситуацию - попросите. Если вы знаете, с кем нужно поговорить и объяснить, почему нужно сохранить школу, - поговорите. Если вы можете дать хоть немного денег - сбор пожертвований здесь
http://www.sch-int.ru/node/530 И самое простое - если можете удержаться от комментариев в адрес школы в стиле “сами виноваты” - удержитесь. Коллективу, родителям и детям сейчас очень нелегко.