Внимание - учебник для 1-2 класса по физкультуре

Apr 13, 2013 15:29

Купил для ознакомления учебник:
Физическая культура: 1-2 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 96с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
И, честно говоря, сейчас нахожусь в некотором недоумении. А ведь учебник входит в федеральный перечень и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования!
Ошибок море. Расскажу о тех, которые считаю более-менее серьезными. Курсив - это слова из учебника.
 Потратьте 5-10 минут своего времени, посмотрите, какие бывают ошибки и если доведется заниматься физкультурой по каким-либо учебникам, Вы уже будете в курсе, на что стоит обращать внимание.
Стр. 7. «Физическая культура - это занятия разными физическими упражнениями для тренировки силы, быстроты, гибкости и выносливости…»
Не буду углубляться, но про слово «культура» ничего не сказано. А ведь это основное, что должны понять дети.

Стр. 35. «…поднимая их (руки) над головой и затем вниз».
Я думаю удобно поднимать руки вниз.

Стр. 36. «Выполняя вращение прямыми вытянутыми в стороны руками».
Это надо так придумать? По терминологии не может быть «вытянутых рук» у нас нет дыбы, да и вращение мы не делаем, выполняются круговые движения. А теперь: прямые и вытянутые. А могут быть крывые и вытянутые?

Стр. 36. «Ноги широко расставлены».
Это мелкая придирка, но официально надо говорить широкая стойка ноги врозь.

Стр. 37 «… ноги вместе, руки по швам» и так в двух упражнениях
Вот это совсем жёстко. Ни один человек связанный хоть как-то с физкультурой не должен так писать и тем более говорить. А если швов нет или они спереди, то что делать? Кошмар!

Стр. 43. «Когда моешься в ванной, открой дверь» (это про закаливание)
Интересно, к чему это детей приучают?

Стр. 43. «Что делать, если плохо себя чувствуешь?» перечисляется несколько вариантов и последний «после сна чувствуешь сильную слабость и не можешь подняться с кровати».
А затем говориться о том, что нужно делать:
Если ты в школе, немедленно прекрати любые активные движения (ага, в кровати). Если ты во дворе (видимо, снова проснулся), сообщи родителям и ложись в постель (прямо из кровати, видимо).

Стр. 49. Нарисованы и подписаны повороты туловища вправо и влево.
По терминологии все повороты совершаются «на», т.е. направо и налево.

Стр. 51. Команда «Вольно» «нужно, не сходя с места, ослабить одну ногу в колене и встать свободно».
Насколько я знаю, то надо встать в узкую стойку ноги врозь, руки за спиной. Теоретически, тут я могу ошибаться, так как есть команда "вольно" в сомкнутом строю и разомкнутом. Поэтому даже картинку вставлять не буду.

Стр. 51. Поворот направо: «надо сделать шаг на месте с поворотом направо»
Вы поняли, как поворачиваться? Я нет.

Стр. 52. А это совсем неправильно: команда «Кругом». «Нужно повернуться на месте и вернуть тело в исходное положение».
«Кругом» - это поворот на 180 градусов, как я объясняю детям, где был затылок, там должно оказаться лицо. Всегда выполняется через левое плечо.

Стр. 59. Игра 2: «Выстрел в небо». Я напишу покороче: Две команды, у каждой свой круг (10-12 шагов) внутри один из игроков команды. По сигналу задача тех, кто в центре, бросить мяч как можно выше, чей мяч приземлиться позже, тот приносит своей команде одно очко. После отскока мяч ловит тот, кто его бросал.
Вроде бы все нормально, а теперь внимание:
«для игры подойдут волейбольный, баскетбольный или набивной мяч»!!! Если хотите, чтобы дети на уроке поубивались, то это правильный выбор. Попадание по голове баскетбольного мяча или волейбольного уже очень неприятно (особенно для 1-2 класса), а уж что будет если упадет набивной? А ведь его еще ловить надо, когда он отскочит (если не провалится, конечно).

Стр. 61. Слово «гимнастика» происходит от греческого слова «гимнос», что значит «обнаженный».
Уже давно известно, что данная, первоначальная версия неверна. Слово произошло от греческого «гимнасо» - тренирую, упражняю. Именно поэтому любой вид спорта, в принципе, можно назвать гимнастикой. Это очень плохая ошибка.
И там же:
На занятиях гимнастикой тебе предстоит изучить лазание, перелезани и упражнение по акробатике. Вот акробатика как-то тут некорректно смотрится. Ну да ладно.

Стр. 64. Показан вис лёжа. Судя по фотографии, это, скорее, вис стоя.


Стр. 70. Неправильно показана техника выполнения кувырка вперед. Есть положение, при котором ребенок упирается головой в пол. Такого положения следует избегать.


Стр. 80. «Что такое двигательные качества?» Это быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость.
Про координации ничего не сказано, кроме того, это все-таки физические качества, а не двигательные.

Стр. 80. А теперь по качествам:
Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или же противодействовать ему.
А когда мы сами напрягаемся, то что?
Гибкость - это способность легко изгибать шею, туловища, руки и ноги.
Вот замечательно, так что будем все теперь изгибаться, чтобы стать гибкими. Ну правильно - гибкость от слова изгибаться :)
Быстрота - это способность совершать много движений за короткое время.
А как же одиночное быстрое действие?
Ловкость - это способность быстро менять направление и способ движения.
Насколько я знаю, ловкость - это способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Стр. 88. «Развиваем быстроту». Все упражнения, которые даются в книге для развития быстроты связаны с прыжками. Видимо, авторы думают, что быстрота - это прыжки.

А теперь посчитаем: на 96 страниц - 18 (это если считать все качества за одно) ошибок! Причем, весьма серьезных.

Есть в учебнике и хорошие части, в частности про лыжную подготовку (правда, на фотографии ребенок вместо подъема «лесенкой» выполняет что-то вроде подъема «полуёлочкой». Но это ладно, описано там все верно.
Но столько много ошибок! И ведь по таким учебникам учатся дети.
Кстати, если кто-то из участников сообщества имеет такие учебники или хотя бы видел их, скажите, пожалуйста.
Хочу сказать, что я очень доброжелательно отношусь к любым книгам, разработкам, методическим пособиям и только если что-то сильно бросается в глаза, только тогда серьезно начинаю обращать внимание на ошибки. Ведь я все понимаю, и в моих книгах есть ошибки, и не всегда они связаны только с моей рукописью, иногда редакторы вносят свои коррективы, не всегда правильный. Например в поурочных планах 1 и 2 класса появились "вытянутые руки" и "поворот корпуса", которых я, конечно же, в текст не вставлял. Так что не знаю, кто виноват в том, что так получилось. И не хочу никого ни в чем обвинять. Но такой учебник явно нуждается в доработке.

Если вы всё это дочитали, то пора выдавать вам медаль :)
Сам учебник выглядит так:


обратите внимание, учебник, ошибки, физкультура, литература по ф.к., литература ф.к, 1-2 класс, литератуа

Previous post Next post
Up