Воспитываем воспитанного интеллектуала.

May 04, 2011 12:18



Посмотреть на Яндекс.Фотках

ВОСПИТАНИЕ или РАЗВИТИЕ ребенка? Что важнее, на что стоит больше обращать внимание? Большинство родителей задумываются над дилеммой… И совершенно правы те, кто понимает, что эти два фактора нераздилимы. Но как совместить в маленьком несмышленыше ВОСПИТАННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА? Что является краеугольным камнем нашей с вами родительской удачи?
Я уже писала в своем посте от 15 марта, что детей нужно ВОСПИТЫВАТЬ, не ЛЕНИТЬСЯ… постоянно, разумно, терпеливо…
ДИСЦИПЛИНА. Без нее сложно говорить как о воспитании, так и о развитии ребенка. Многие родители сейчас непременно подумают: «Да я только тем и занимаюсь, что дисциплинирую своего неслуха»: «Прекрати стучать!», «Не трогай собаку!», «Не кричи!», «Не играй так, ты можешь кого-нибудь поранить!», «Подойди ко мне!». Устанавливать рамки дозволенного - насколько сложное занятие, требующее массу времени, терпения, интуиции, но настолько и НЕОБХОДИМОЕ. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы Вам сопутствовал успех, нужно знать особенности развития конкретно вашего ребенка и данного возраста вообще, чтобы быть реалистами, но при этом любящими, терпеливыми и уважающими своего ребенка родителями. И в этом Вам может помочь детский психолог. Ведь психолог прежде всего работает с нормой развития. И именно специалист поможет Вам разобраться в тонкостях развития вашего малыша, подобрать тот единственный ключик, который в родительских руках станет «золотым». Не стесняйтесь обращаться, сейчас существует огромная служба как частнопрактикующих психологов, так и психологов детских садов, школ, различных социально-психологических центров.
Вы заметили, сколько раз повторила слово: ТЕРПЕНИЕ? Мне кажется, что в наше сверх динамичное время многим родителям не хватает именно этого качества. Недавно в одном сообществе родителей читаю мнение мамы от посещения детского психолога: «…она сказала, что нужно не менее двух-трех месяцев (а может и больше!) посещать с ребенком занятия по 2 раза в неделю! Где я возьму столько времени?!»
Часто родители сомневаются, правильно ли воспитывают ребенка: «Может я слишком строг, или, наоборот, слишком мягок? Или требую слишком много?» Знаю, что больше всего родителей огорчает, когда ребенок ведет себя плохо в общественном месте. Родители испытывают гнев, стыд, им кажется, что они допустили какую-то ошибку в воспитании, и их чадо ведет себя хуже всех. Такая реакция естественна. С другой стороны, мы с вами должны понимать, что ребенок не рождается с заданной благочестивой моделью поведения. Только испробовав «что такое хорошо, и что такое плохо» в жизни, узнав реакцию взрослых, ребенок делает выводы и дальнейший выбор своего поведения. Конечно, как при воспитании, так и при развитии необходимо постоянно учитывать возраст ребенка. Если малышу, которому не исполнилось еще двух лет, то и дело нужно напоминать о правилах поведения, в то же время как четырех-пятилетний ребенок уже обладает способностью к самоконтролю и понимает, что такое хорошо, что такое плохо.
У детей до трех лет очень сильна жажда познания окружающего мира. Им крайне необходимо до всего прикасаться и делать многие вещи самим, поэтому они не думают об ограничениях. Сиюминутные желания маленьких детей очень велики и они живут только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, такие детки редко понимают, что делают что-то неправильное, даже если им постоянно об этом говорят. Если детям в этом возрасте регулярно указывать на то, что они делают что-то плохо, они будут сильно огорчаться.
Вместо того, чтобы давать постоянные наставления, лучше все время быть рядом с малышом, общаться с ним, следить за тем, чтобы он не натворил бед. Если за детьми не следить, то они ТЕРЯЮТ чувство правильного и неправильно поведения. Если родители рядом, они всегда могут поправить ребенка словами: «Давай поиграем в другую игру, эта слишком опасна». Если слова не помогают, постарайтесь отвлечь ребенка, предложите «замещение»: «На стул залезать нельзя, можно легко упасть, а вот на диван можно. Лезь на диван!» Еще один действенный прием: связывать ограничения с каким - либо родом деятельности: «Если хочешь покататься на велосипеде, катайся по этой дорожке», «Если хочешь идти гулять, сам надень куртку».
Дети трех лет любят противиться ограничениям и говорить »нет» не только потому, что они хотят продолжить игру, но и потому, что им необходимо отстаивать свою независимость. Иногда родители ставят бессмысленные ограничения, потому что не знают уровня способности своего малыша. Одна мама недавно сетовала на своего юного «Кулибина»: «Невозможно, без конца хватает острые предметы: ножницы, гвозди, отвертки…Хоть руки привязывай!» Посоветовала приобрести детский набор «самоделкина», а лучше, если с малышом сядет папа и они вместе вобьют пару гвоздей в доску, закрутят пару шурупов, заодно папа покажет, чем шуруп отличается от гвоздя. Потом посмотрят все папины инструменты. Потом обговорят условия: брать инструменты только в присутствии папы. Потом сходят с папой в гараж, посмотрят там разные «детальки»… Чем не развитие и воспитание ребенка? Понимаете, ЗАПРЕТИТЬ легче всего. А Вы подумайте, как УДОВЛЕТВОРИТЬ естественное любопытство ребенка, его потребность в действии.
Обычно родители четко знают, как должен вести себя их ребенок. Если схема «ломается», родители начинают сердиться. Малышу же постоянно необходимо одобрение родителей. Он сильно огорчается, когда видит, что им недовольны. Маленький ребенок не в силах отделить свои поступки от себя самого, поэтому он думает, что плохой он сам, а не то, что он сделал. Негодование родителей всегда вызывает у ребенка негативную реакцию: или он начинает плакать, или сердиться… Но вряд ли это является хорошим стимулом к воспитанию дисциплины. РАЗГОВАРИВАЙТЕ с детьми, ОБЪЯСНЯЙТЕ, показывайте собственным поведением пример дисциплины и ответственности.
Продолжение следует завтра… А то слишком много «умностей» сложно, наверное, уловить… Как воспитывать дисциплину у 4-5 леток.До встречи в ЖЖ.

Развитие и обучение детей

Previous post Next post
Up