В связи с последним постомjulpalna я решила добавить в FAQ пункт про сепарационные проблемы. Приветствуются вопросы и дополнения, особенно по поводу специфики сепарационных проблем и их решения у младших школьников и подростков.
Внимания уделяйте столько, сколько можете. Когда вам нужно уйти или заняться только младшим ребенком, важно проговаривать, по возможности всегда, что вы уходите или будете заняты, и что вернетесь и займетесь им (поиграете, почитаете, обнимете, поговорите и т.п.), как только вернетесь и закончите свои дела. Если вам удобно, берите его с собой. Если вам неудобно его куда-то брать, или что-то делать вместе с ним, не берите и не делайте, но обязательно проговорите, что вы понимаете, что он хочет быть с вами, но вы уходите одна потому-то, или что вы сейчас будете делать одна то-то, а он может в это время заняться тем-то и тем-то, но когда вы вернетесь или закончите эти дела, то вы будете с ним. И хорошо бы, если бы вы могли проводить какое-то время только с ним, каждый день, например, полчаса перед сном.
Еще. Если пойдет, можете рассказывать истории или смотреть мультфильмы, в которых сюжет построен на том, что мама уходит и возвращается, или ребенок уходит и возвращается к маме(например, "Мама для мамонтенка", может быть, "Умка" ). Возможно, подойдут мягкие игрушки - мама и детеныш (или мама и два детеныша, у вас же двое) - про которые вы будете рассказывать, что вот мама ушла из дома, например, за едой, а сын остался ее ждать, а потом мама пришла, и они стали вместе что-то делать, а потом мама пошла кормить малыша, а старший в это время играл сам, а потом она опять пришла и т.п. Ключевой момент во всех играх и разговорах - что когда мама уходит, она всегда потом приходит обратно, а не пропадает навсегда. Потому что когда мать уходит надолго, ребенок начинает бояться, что она никогда не вернется.
Бывает, что дети, которых сильно волнует отделение от мамы, активно играют поездами (паровозик для них - это мама, вагончики - дети). Для них важно, что куда бы мама ни пощла, ребенок всегда будет с ней, и такая игра дает им возможность это чувствовать. Неплохо, если у него будет такая игрушка, где он сам сможет прицепить вагоны к паровозику и возить их сколько хочет.
животрепещущееmaria_costiucDecember 15 2005, 19:59:59 UTC
ой а я все чего то мимо ходила, но вот как говорится разула глаза смотрю так это ж то что меня гложет.Это очень важная тема! особенно сложно с малышами с которыми не особо то поговоришь. Старшему сейчас 1.9 младшему месяц. У нас ситуация сложнее меня не было дома 10 дней. Еще думаю что с мальчиками особенно сложнее в таких ситуациях. Мы с сыном очень привязанны друг к другу. Я нашла некоторые свои ошибки. Но некоторые границы сдвигаются из-за того что я физически не могу порой его снять со стола например. В первое время около месяца он был более нежным со мной теперь можно сказать игнорирует, вот сказала и увидела что и я сама меньше ему времени уделяю (младший требует уже времени побольше для себя, плюс накапливается усталость), а еще кажется и старший тоже стал требовать больше, вообщем они теперь на перегонки с братом.
Еще. Если пойдет, можете рассказывать истории или смотреть мультфильмы, в которых сюжет построен на том, что мама уходит и возвращается, или ребенок уходит и возвращается к маме(например, "Мама для мамонтенка", может быть, "Умка" ).
Возможно, подойдут мягкие игрушки - мама и детеныш (или мама и два детеныша, у вас же двое) - про которые вы будете рассказывать, что вот мама ушла из дома, например, за едой, а сын остался ее ждать, а потом мама пришла, и они стали вместе что-то делать, а потом мама пошла кормить малыша, а старший в это время играл сам, а потом она опять пришла и т.п. Ключевой момент во всех играх и разговорах - что когда мама уходит, она всегда потом приходит обратно, а не пропадает навсегда. Потому что когда мать уходит надолго, ребенок начинает бояться, что она никогда не вернется.
Бывает, что дети, которых сильно волнует отделение от мамы, активно играют поездами (паровозик для них - это мама, вагончики - дети). Для них важно, что куда бы мама ни пощла, ребенок всегда будет с ней, и такая игра дает им возможность это чувствовать. Неплохо, если у него будет такая игрушка, где он сам сможет прицепить вагоны к паровозику и возить их сколько хочет.
Reply
Старшему сейчас 1.9 младшему месяц. У нас ситуация сложнее меня не было дома 10 дней. Еще думаю что с мальчиками особенно сложнее в таких ситуациях. Мы с сыном очень привязанны друг к другу. Я нашла некоторые свои ошибки. Но некоторые границы сдвигаются из-за того что я физически не могу порой его снять со стола например.
В первое время около месяца он был более нежным со мной теперь можно сказать игнорирует, вот сказала и увидела что и я сама меньше ему времени уделяю (младший требует уже времени побольше для себя, плюс накапливается усталость), а еще кажется и старший тоже стал требовать больше, вообщем они теперь на перегонки с братом.
Reply
Проговаривание у меня шло интуитивно, а вот совет по поводу игрушек для меня очень ценен. Спасибо еще раз.
Reply
Успехов вам и терпения.
Reply
Leave a comment