Трудности с русским языком: психолого-педагогические причины

Oct 13, 2008 13:48

Статья Л.А. Ясюковой "Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников" (2007).

Статья для меня лично поразительная, - я и представить не могла, что именно так обстоит ситуация с обучением русскому языку в школе.

Краткое содержание.
Основная причина неграмотности школьников (и уже не только) - в методике обучения русскому ( Read more... )

школьный возраст

Leave a comment

ain_raelin October 13 2008, 12:56:47 UTC
Эх, та же фигня...
Меня учили читать с помощью магнитной доски с буквами. Замечательная, к слову штука.
А в школе, когда пошёл этот самый фонематический анализ, был ужас-ужас. И со следованием правилам тоже. Учительница даже шутила всё, что она мне просто так поставит "пять" за безошибочность, но не приведи Господи спрашивать у меня, почему я так написала.

Хотя, если заниматься с ребёнком дополнительно, то он будет и грамотен, и правила выучит. Но тут уже столкновение авторитетов учителя и родителя...

М-да...
Наши дети в школе получат взорванный мозг и "двойку" по русскому языку.

Reply

sova_i_zerkalo October 13 2008, 13:01:20 UTC
мне тоже непонятно, что будет, если ребенка в школе учат писать, как слышится, а дома - как видится. Теоретически ребенок должен запомнить оба варианта: пишется "ворона", а говорится "варона".

Reply

mithrilian October 13 2008, 13:13:25 UTC
Объяснить ребенку, что учитель учит неправильно, и научить спокойно относиться к двойкам по русскому языку в начальной школе. Пусть познаёт, что не все взрослые всегда правы. А с учительницей поговорить на тему "не полощите моСК моему ребенку, ставьте два и отвяньте нахрен".

Reply

sova_i_zerkalo October 13 2008, 15:04:11 UTC
научить ребенка посылать лесом фонетический анализ слова в принципе? проще не ходить в школу либо выбирать учителя, который не учит по этой методике (пусть хоть вообще не учит).

Reply

garfield_s October 13 2008, 19:12:14 UTC
Мы благополучно пережили начальную школу на семейном обучении, сознательно полностью игнорируя все упражнения на фонематический анализ. По счастью, в тестовых работах, необходимых для зачётов, этих заданий нет вообще.
Только в 5-м классе я осторожно познакомила человека с фонетическим разбором слова. Он быстро понял и принял к сведению.

К слову, про грамотность - такая забавная вещь с ним приключилась: у человека отличная зрительная память и, видимо, хорошая языковая интуиция: маленьким он писал совершенно без ошибок не только простые знакомые слова, но иногда и незнакомые, иностранного происхождения, угадывая правописание по каким-то аналогиям.
Вдруг 5-м классе он стал иногда делать "неприличные" ошибки типа "карандашь" и "свечёй". Это началось сразу, как только в учебнике пошли задания на распределение слов по столбикам (карандаш-мышь-туч-режешь или лапшой-кучей-мячом-печёт).
Т.е., похоже, что и здесь излишняя аналитика вредит - видимо, ему это было рано.

Reply

sova_i_zerkalo October 13 2008, 19:19:45 UTC
огорчение какое. Я надеялась, что это заканчивается в начальной школе. А оказывается, еще и в пятом классе будут путать.

Reply

garfield_s October 13 2008, 19:32:53 UTC
Вот теперь-то всякая систематизация\классификация и расцвела пышным цветом. "Распределить по столбикам в соответствии с видом орфограмм" и пр.
Ну, мы разобрались "малой кровью": на все случаи подобрали слова-образцы, и в случае сомнений я прошу его сравнить с образцами, а не анализировать форму и вспоминать правило (если это само собой всплывет - хорошо, нет - и не надо).

Reply

А зачем нуже фонетический анализ человеку, zhur_zhal October 13 2008, 20:31:20 UTC
который ещё и вовсе не умеет писать??

Когда я учился вшколе - неас сначала научили писать (всех, я-то - умел свободно читать и писать ещ задолго до школы), а уж потом - классе так МИНИМУМ в третьем (а то и - пятом -шестом?) занялись фонетическим анализом.

Фонетическим, кстати, а не - фонематическим, как пишет аффтар, путая по своей невежествнности звуки и фонемы:)).

Reply

Re: А зачем нуже фонетический анализ человеку, orie September 3 2010, 20:28:49 UTC
это не невежественность

это и есть фонематический анализ

в советской школе фонематический анализ называли "фонетическим", чтобы не пудрить детям мозг странным термином (и были, думаю, правы)

настоящий "фонетический" разбор делают в специаилизированных вузах, и он ГОРАЗДО сложнее, ясное дело ;)

Reply

Ай, не смешите... zhur_zhal October 13 2008, 20:25:04 UTC
Я и в семидесятые годы никогда не знал прапвила чтения и правписания - ЗАЧЕМ??? зачем мне эти допотопные правила, если я свободно читаю и пишу - без ошибок.

Помню, что так и говорил классе в 6-7 - не знаю ваши правила и учить их - не буду.Зачем они мне нужны? Чтоюбы при написании слова оставналиваться и вспоминать соответсвующее прапвило?? И - с какой же тогда скоростью я буду писать??

Правила - для дебилов. Нормальные грамотные люди пишут, ни на секунду не задумываясь, какую напечать букву, или в каком месте поставить запятую или дефис.

Reply

Re: Ай, не смешите... however October 13 2008, 20:53:56 UTC
эээ, ну на тот десяток слов, в которых у вас опечатки, внимания обращать не будем. А вот к чему эти тире "пишу - без ошибок", или невообразимая конструкция "говорил в классе 6-7 - не знаю ваши правила и учить их - не буду"? А тире после союза "и": "И - с какой же скоростью я буду писать"?

В общем, единственное нужное тире у вас стоит в предложении "Правила - для дебилов."

Reply

Не смешите, не смешите. zhur_zhal October 13 2008, 21:13:33 UTC
при чем тут - опечатки и описки в форумах?? печатаю - восемью пальцами и мне - совершенно наплевать на возможные опечтаки - просто не проверяю напи санный мною текст.

Если это хотя б какой-то заштатный пост - тогда, конечно. стараюсь проверить, а так... смысл??

Reply

Re: Ай, не смешите... doutorcv October 14 2008, 08:56:40 UTC
"А вот к чему эти тире"

я вот к выпускному классу сочинения начал писать, как Буковски свои рассказы писал. рваным ритмом, со знаками препинания не "по правилам", а для расстановки смысловых доминант. то есть, я как бы "наговаривал" наоборот - записывал то, как это должно звучать. меня спас термин "авторское мнение", хе-хе.

вот автор вам мнение свое и обозначает. хорошо хоть, что не "корова через ять".

Reply

amneris1 October 14 2008, 06:17:50 UTC
"Учительница даже шутила всё, что она мне просто так поставит "пять" за безошибочность, но не приведи Господи спрашивать у меня, почему я так написала".

О, знакомо... У меня было то же самое. Всегда пятерки за диктанты, но с правилами - полный швах. А грамотность развилась благодаря запойному чтению - зрительная память в нужный момент "подсовывала" правильный вариант написания слова. А если бы меня учили так как описано выше - был бы полный п...ц.

Reply

kazak_ixbt October 15 2008, 05:23:24 UTC
Аналогично. :)
Однажды за диктант ухитрился получить оценку 5/2. :)

Reply

Методики adelix October 15 2008, 21:30:56 UTC
Есть книжка обучения чтению детей "Читать раньше, чем говорить" - брошюрка, основанная на практическом опыте. Принцип - опора на зрение. Пишется слово "лампа" - вешается на лампу, "мама" - вешается на мамину одежду и т.д. Те, кто хоть что-то отсюда использовал, не жалуются на грамотность своих детей.
Я тоже запоминала все всегда зрительно, а правила в школе учила, чтобы ответить, если спросят. С абсолютным слухом в музыке все обстоит так же. Услышал ребенок - назовет ноты, но с точки зрения музыковедения не скажет, как правило, как называется интервал (аккорд), тема.

Reply


Leave a comment

Up