Итак, мы всё-таки доехали до Франции этим летом. Мы - это я, моя подруга Наташа, её брат Сергей и её подруга Аня. К слову, своим знанием французского я во многом обязана именно Наталье, потому как три года в университете она у меня его вела, но речь пойдёт не о том.
15 июля мы вылетели в сторону заветной французской земли.
Летели, конечно, с пересадкой - сначала рейсом Челябинск - Питер, потом Питер - Париж (Шарль де Голль). Поездка обещала быть прекрасной ещё тогда, когда вёз нас на машине до аэропорта, и в дороге играли чудесные песни по радио - от Вальса Амели до One love U2. Ну и люди подобрались такие, что за благополучие затеи можно было не переживать. Хотя мне было всё-таки немного боязно - всё-таки это моя самая первая заграничная поездка, да ещё и два авиаперелёта в один день.
Особенно классным был рейс Питер-Париж. К нам с Аней подсела тётечка француженка, которая оказалась из Нанта (по вашему лицу наверняка скользнёт ехидная улыбка, если вы помните о моей истовой любви к песне Dans les prisons de Nantes). Мы с удовольствием проговорили с ней всё дорогу, что было приятно и полезно, ибо во французский мне надо было погружаться постепенно. Она пригласила нас к себе в гости, дала контакты, но, забегая вперёд, скажу, что мы, к сожалению, так и не смогли с ней списать и дозвониться до неё.
Мы пролетали над всякими европейкими городами. Такой отличный вид - не на города, а на бесчисленные лоскутки полей, в определённой цветовой комбинации разбросанные под крылом самолёта. На игрушечные машинки и грузовички на трассах, на маленькие домики... Начинаешь особенно понимать Экзюпери и его "Планету людей". Когда видишь землю с самолёта - любишь всю планету. Всё на ней такое маленькое, хрупкое, нежное и прекрасное. Очень вдохновляющее состояние.
И вот мы прибыли в Париж. Мне было немного неловко, и даже билеты на поезд RER я купить сама не решилась. Но вот мы в таком поезде покинули аэропорт. Пока мы ехали, одна тётечка с микрофоном и переносным комбиком пела в вагоне под фонограмму песни типа Historia de un amor и Besame mucho, а я радостно ей подпевала.
Культурный шок мой выражался в следующем - о Боже, я приехала туда, где нет ни одной надписи на кириллице! Но потом я втянулась) С математикой у меня тоже сначала было не очень, поэтому я чуть не купилаэклер и киш за 100 евро, но потом разобралась ;)
В Париже мы снимали квартирку по улице Breguet. Небольшая такая узкая улочка практически в центре, которая была бы тихой, если бы не кипящая на ней стройка. Ключ от неё при загадочных обстоятельствах мы добывали в очень оранжевой булочной, и вся эта история окутана атмосферой французской непосредственности типа "извините, мой друг Альфио должен был отдать вам ключ, но он совсем про это забыл и уехал из города, поэтому вам нужна булочная с оранжевым фасадом, где вас и ждёт ключ от квартиры". К счастью, квартирка стоила выполнения такого квеста. Она была очень маленькая, двухэтажная, с двумя узкими и довольно крутыми лестницами (как, как они затаскивали по ним мебель на второй этаж??), очень милой кухней и совершенно очаровательной террасой, выходящей - о радость! - не на стройку, а во внутренний дворик дома. А вот это местная гостиная и мой гордый чемодан в ней:
На террасе мы любили устраивать смешные фотосеты:
Первым делом, чуть отдохнув с дороги, мы пошли гулять в сторону Нотр-Дама, благо он был в 20 минутах ходьбы.
А это фото для меня очень ценно: мы обе любим мюзикл "Нотр-Дам де Пари" и вот наконец оказались вместе около легендарного собора:
Немного меня. Здесь кажется, что это фотошоп, но нет)
Сам собор, конечно, произвёл на меня очень сильное впечатление. Смотришь и дивишься, как можно было такое воздвигнуть человеческими руками. Думается о том, что величие человека - в человечестве, в этом таланте, в этих объединённых усилиях, в этой красоте и вере.
Радостно то, что когда мы пришли в собор, мы попали на службу, причём на ту её часть, когда прихожане обнимают друг другу - на мою любимую часть. Вообще радовало наблюдать, как собор не утратил своего исконного предназначения, не удовольствовался роди только туристической достопримечательности.
В соборе хотелось зависнуть и остаться там совсем, настолько неожиданно лёгкое и светлое впечатление производила эта каменная громадина. Но мы вышли из него и пошли в соседствующий с ним небольшой парк, где одна девушка развлекалась тем, что пела песни (кстати, великолепно), и где мы познакомились с французами, которые ведут разговорный лингвистический клуб.
Местные птицы не в пример разговорчивее и громогласнее наших. И голуби там не такие, как у нас, а больше по окрасу напоминают селезней. И, как верно отметила Наташа, их речь представляет собой что-то вроде "курлык, КУРЛЫК, я сказал!")))
А ещё парижские голуби занимаются любовью прилюдно, но этого в моих фото не значится. Сей факт парижан не удивляет абсолютно, как, впрочем, и тысячи других вещей, удивляющих и шокирующих нас.
Остаток дня мы гуляли, забурившись ещё в квартал Маре, поедая мороженое, а вечером сели дома есть сыр и пить припасённое заботливой хозяйкой квартиры красное вино.
16 июля мы отправились на Монмартр.
Поразительное наблюдение того дня - если встать на улице с картой и смотреть в неё внимательно более трёх минут, к вам обязательно подойдёт француз с предложением помочь и найти нужную улицу. А иногда, как в случае с нами, ещё и любезно составит вам план посещений на день, сдобрив его советами по поводу разных заведений ("о, вот это кафе я вам рекомендую, но там такая ужасная дверь!"), и напоследок скажет, что очень любит свой квартал (это он про Монмартр). Такие дела.
Нам вообще повезло: в места огромного скопления туристов мы попадали не так часто, а на Монмартре уже, кажется, всем известные назойливые продавцы сувениров из стран третьего мира нас тоже не атаковали. Первым делом мы поднялись на сам холм к Сакре-Кёр:
Город оттуда выглядит впечатляюще:
Где-то на ступеньках играл дядечка-арфист:
Мы решили перекусить в кафешке "Мер Катрин", кажется. В её меню гордо значилось, что они пережили всех - в первую очередь, нашествие казаков (wtf?), и, конечно, Великую революцию.
Мы вкушали всякое и смотрели, как рисуют художники. Один из них сам по себе оказался колоритным:
К счастью, Наташе удалосьзапечатлеть его картину, которая нам понравилась больше всего:
Мы хотели пройтись по местам, где снимался фильм "Амели", но потом нас повело несколько в другую сторону, что тоже было хорошо.
Позже мы вышли на удивительную цветущую улочку:
Местный плющ соблазнил меня:
Настолько, что я не удержалась и оторвала там веточку для проращивания дома. Как позже сказала про меня Наташа, "благодаря этому юному натуралисту несколько деревьев и кустарников недосчитались некоторых листочков") Вон стоят у меня теперь в стакане с водой, отращивают дзен корни.
Конечно же, мимо скульптуры "Проходящий сквозь стену" (Le passe-murailee) пройти мы тоже не могли. Хотели помочь ему, бедному:
Народ до меня ничего незнал про фразу "причинить добро", но она сразу стала местным мемом. Так вот, скульптуры мы причиняли добро как могли. Кто-то даже так:
А ещё рядом с этим местом можно было фотаться в стиле Мэрилин Монро. Что мы и делали:
После Монмартра путь наш лежал дальше, к парку научных достижений и других прикольных штуковин Ла-Виллет. Но дорога шла через арабский квартал, который заметно отличался от других опрятных улиц Парижа. Например, тем, как народ обустраивал себе жильё и досуг на площадкепод мостом:
Немного о надписях на стенах.В Париже из них можно составить коллекцию. Есть, например, заведомо отражающие характерные для Парижа и вообще Франции концепты - любовь, свобода, равенство, братство, секс, сопротивление, свет и т.д.
Есть надписи, которые у нас бы посчитали вандалистскими, но при этом они очень искренни по содержанию, и сложно с ними не согласиться. Например, нижеследующая гласит: "Ты ищешь любовь? Иди к своей маме".
А вот эта напоминает мне афоризм Леннона: "Жизнь - это то, что происходит с тобой, пока ты оживлённо строишь другие планы". Она гласит: "Непредсказуемое - это жизнь".
А вот и сам парк Ла-Виллет. Вот эта огромная зеркальная сфера - Géode: в нём находится кинотеатр с огромным 180-градусным экраном. Мы там посмотрели фильм про Гранд-Каньон, и дух от таких визуальных впечатлений захватывало постоянно.
Парк вообще очень прохладный и зелёный даже в ту жару, которая сопровождала нас всю поездку и особенно эти три дня в Париже. Там растёт бамбук:
Мы очень хотели посмотреть там сад детских страхов, но там ничего не работали. Но мы сами собрали коллекцию из пьяных мужиков неподалёку, поющих песни, буераки на велодорожке, странный чувак, желавший заполучить нас, троих девушек к себе в гарем, и отставший только после наташиного 'Pas de chance' ("без вариантов")...
А ночером мы снова пошли по уже привычному маршруту в сторону Нотр-Дама по набережной Сены.
На площади перед Нотр-Дамом по вечером отлично выступают фаерщики. Сначала мы долго наблюдали за танцем с огнём гибкой девушки, а потом- за энергиным парнем, танцевавшим в балаклаве:
В тот вечер я поняла: хоть Париж и старинный город, он очень, очень сильно пронизан духом всепобеждающей молодости. Молодёжь тусуется в парках, на площадях, в кафешках, которые занимают почти все тротуары; она самовыражается, стремится быть в центре внимания, болтает ногами в Сене, пьёт вино на набережных, танцует сальсу и сейшенит, как в тот вечер... И я сказала себе: когда я буду переставать чувствовать себя молодой, я буду приезжать сюда и получать свой заряд могучей молодости.
Однако, молодость молодостью, а memento, как говорится, mori. На 17 июля у нас был запланирован поход на известное парижское кладбище Пер-Лашез.
Как оказалось, ходить по кладбищу может быть вполне умиротворяющим и расслабляющим занятием. Особенно если кладбище очень чистое и ухоженное.
Кладбище Пер-Лашез известно тем, что на нём похоронено много известных людей: поэтов, актёров, музыкантов, всех не перечесть. Одним из традиционных мест паломничестваявляется, например, могила Оскара Уайльда. Я так и не поняла, правда, почему его надгробие выглядит так, и каким смыслом это наполнено, но выглядит прекрасно:
Если кто-то, как и я, считает, что за крематориями будущее (мда, ну и фраза), то вам будет интересно посмотреть на местный колумбарий - помещение для хранения урн. По-моему, выглядит оно торжественно и красиво, ничуть не хуже привычных всем могил в земле.
Французы помнят всех, кто сражался за их свободу, и русских в том числе:
Примерно так выглядят ухоженные склепы на этом кладбище: красивый витраж, распятие, цветы и приступочка, чтобы вставать на колени во время молитвы:
Она из улиц кладбища:
знамерились мы найти могилу Каллас. Уж искали мы её искали, а потом удосужились посмотреть карту, в которой было написано, что прах Марии Каллас был развеян над Эгейским морем. Сейчас в Википедиии я прочла, что до этого урну с прахом крали, а потом, после обнаружения её обратно, развеяли над морем. Пустая урна сейчас стоит в колумбарии Пер-Лашеза, но об этом мы, увы, не знали.
Ещё несколько знаменитостей, похороненных там.
Жорж Бизе:
Мольер, которого сюда перенесли, и после этого кладбище приобрело такую популярность:
Больше всего мы мучились с поиском могилы Эдит Пиаф, потому что сначала мы долго бродили вообщене туда. В карте при поиске могилы надо ориентироваться на два номера - номер квартала и номер конкретной могилы. А самое главное - это не перепутать их)
В итоге мы всё-таки её нашли. Это не собственно могила Эдит Пиаф, а, кажется, ещё кого-то из её родственников.
Ну и, конечно, моим персональным пунктиком в списке была могила Джима Моррисона. Найти её было просто - по количеству молодёжи, собравшейся около.
Радостные и счастливые, мы покинули кладбище и вышли на Rue de Repos - "улицу отдыха". Да, с эмором у них там всё в порядке, - решили мы.
Остаток последнего дня мы посвятили самым раскрученным достопримечательностям Парижа.
На набережной народ сидит навот таких балках-скамейках, общается, загорает, пьёт вино - в общем, предаётся обычным французским радостям:
По набережной Орсе мы дошли до самого красивого моста Парижа - моста Александра III.
Сообразив, что это одно из лучших мест для фотосессий, мы запихнули туда нашу фею:
А потом - уставшего танцора Наташу:
Мы двинулись дальше к Елисейским полям, на которых ещё висели флажочки, оставшиеся со дня взятия Бастилии. В смысле, не с того самого, а с праздника 14 июля)
Шли мы в сторону площади Согласия. С неё отлично видно обелиск, а вдалеке - Триумфальную арку. Вот и кончились Елисейские поля)
Немного меня со стороны сада Тюильри:
В местном прудике нам встретилась отчаянная уточка-сёрфер:
Так постепенно мы дошли до Лувра. В сам Лувр мы не пошли намеренно, потому что на него лучше выделять отдельный день, а лучше несколько, а в Париже мы были всего три дня.
Очень там пустынно и красиво на закате:
Потом, по пути домой, наша феечка продолжила осваивать парапеты набережной:
И, конечно же, нельзя было не заглянуть к Нотр-Даму. Там мы решили разыграть сценки из мюзикла, в итоге у нас получилась композиция из феи и двух не то горгулий, не то Квазимодо и Фролло - в темноте не разберёшь:
Нам так понравилось ходить босиком на площади у собора, что мы с Наташей решили продолжить вечером безумством и пройти босиком до самого дома. По пути наши ступни познали настоящий городской спа-курорт, состоявший из разных типов поверхностей: камня, асфальта, металлических решёточек и всего прочего. Домой мы пришли с чёрными, как ночь, лапами, но довольные до невозможности.
И устроили себе прощальный вечерна террасе, выпивая вино, смотря на звёзды и разговаривая о важном:
Так и прошли наши три дня в Париже. А что было дальше, я расскажу позже.
Не переключайтесь! Ne me quittez pas)