Как я учу (плохое и хорошее)

Oct 30, 2008 09:45

Преподавание все-таки не моя стезя. Особенно - преподавание на курсах, где ученики по умолчанию ждут от тебя недюжинного педагогического таланта, который бы поспособствовал автоматическому запоминанию лексики, грамматики и прочей фигни.

Лояльных учеников вообще в принципе мало. И это я сужу не по тем, кого учу, а по тем, с кем учусь. Но вот если по-честному: конечно, есть гениальные преподаватели от Бога, редчайшие таланты, которые действительно объясняют интересно и доходчиво, атмосфера на занятии воодушевляющая, да и сами по себе вызывают вполне искренний восторг. Но если бы преподавали только они, у многих из нас просто не было бы возможности учиться. На многих ли их хватит?
Есть преподаватели, которые уже научились учить - возможно, путем проб, ошибок, неудач и неумений. Теперь они тоже вызывают как минимум уважение. Но если у человека нет ярко выраженного педагогического таланта, и он только начинает работать - вот честно, может ли он быть так же хорош, как первых двое? Маловероятно.
Конечно, хочется, чтобы лично тебя учили только гении. Нет, ну а как же, неужели ты заслуживаешь меньшего? Но меня лично в преподавателе может искренне бесить только одно: истеричное хамство. С таким после школы обычно не сталкиваешься, хамят в других местах, а в учебных заведениях и уровень общения соответствующий. Все. В остальных случаях - как-то выплывем.
Но желания преподавать это не усиливает. Я-то до сих пор многого не знаю, а еще есть куча нюансов, которые когда пытаешься объяснить - сбивают с толку, не объясняешь - сбивают не меньше, когда с этим сталкиваются. Мне бы самой учиться и учиться, потому что уверенности в том, что я что-то по-настоящему знаю, нет и не будет, скорее всего, никогда. Характер такой потому что. А неуверенный преподаватель - это неправильно. Студенты хмыкают и недовольны, а ты чувствуешь себя полным идиотом, да в общем-то, ты такой идиот и есть, если изучая что-то большую часть жизни, так и не знаешь этот предмет в совершенстве.
И еще одно, хотя это из области личных тараканов. Те, кого я учу, они взрослые, и я их себе в этом отношении противопоставляю. Они вспоминают экономический кризис, они работают на серьезных фирмах, они точно знают, что и как правильно, потому что время сомнений для них уже закончилось. Господи, как я счастлива, когда вижу, что они задумываются над каким-то вопросом (я не про грамматику сейчас, я про наши обсуждения), как я счастлива, когда на секундочку они становятся хоть немного настоящее.
И мне повезло. В моей группе восемь человек. Пятеро из них взрослые вне всяких сомнений. Есть еще девочка - невероятно застенчивая, чтобы она что-то сказала, мне нужно самой ее вызывать, и я понимаю, что ей трудно, трудно просто говорить о чем-то в присутствии посторонних, в общем-то, людей, еще и когда отчаянно не хватает слов и понимания, как их между собой связать. Есть мальчик постарше, и мне, наверное, просто нравится его немножко растерянный взгляд: он будто знает, что уже должен быть взрослым, но это пока не вполне получается, но он работает, работает над собой, а мне так хочется, чтобы он хоть раз сказал что-то настоящее, а не общепринято-правильное.
И есть еще одно чудеснейшее недоразумение. Мальчик младше меня, судя по всему. Застенчивое кокетко - вот так шутить и строить глазки сходу начинают обычно те, кто немного стесняется, но очень старается это скрыть. Ага, так и продолжай, хороший мой, потому что я бы с ума сошла с этими серьезными и политкорректными взрослыми, которые говорят только умные вещи. Я пытаюсь добиться от них рассказа о работе мечты - а они пожимают плечами, мол, меня в нынешней все устраивает. А это чудо смотрит растерянно: я еще не выбрал, если честно. Вот наукой да, было бы интересно заниматься, правда, я еще сам не знаю, чем конкретно. И мне хочется взвыть от восторга, что рядом сидит такой же «потеряшка», как я. Как же здорово, что ты еще не решил, что будешь серьезным бизнес-дядей при костюме и бмв, и не решай, ладно, я тебя очень прошу! (Хотя это все равно не рассказ о работе мечты, увы.) Обсуждаем, на чем лучше путешествовать: автомобиль, самолет, поезд. Остальные поезд даже не принимают в расчет - чего уж, некомфортно это. Говорим-говорим про авто-самолеты, я все же спрашиваю насчет более демократичного вида транспорта. Все морщат носики, а он заявляет: «А я бы хотел проехаться на поезде через всю Россию, от Питера до Владивостока». И мне нравится его идея. Я бы тоже так хотела, с дополнительными заданными условиями, и мы бы путешествовали в разных компаниях, но так хорошо, что ты это сказал - и обсуждение стало чуточку живее.
Когда курс закончится, я непременно попрошу его задержаться ненадолго, и, перейдя на ты буквально на эти пять минут, скажу ему спасибо за то, что он еще не взрослый, за то, что он забавный и непосредственный, ну, я еще не решила, как это сформулирую, но скажу непременно. Если не сбегу раньше, и если не разочаруюсь - занятий-то всего пять было, впереди еще одиннадцать.
Просто мне кажется, что людям надо такое говорить. Может быть, я и не права, конечно, потому что звучит оно неоднозначно, да и смущает зачастую адресата. С другой стороны, ну разве может это быть неприятно, когда посторонний по сути человек просто так говорит тебе: ты хороший?

преподское

Previous post Next post
Up