Нужна ли Алроссе огранка?

Oct 17, 2016 12:56


Появились признаки реальной приватизации. В начале июля успешно продан 10%-й пакет акций Алросса. Большой прибыли на этом бюджет не заработал. Где-то в пределах 0.3% бюджета.

Биржевые аналитики, признавая успех, страдают по поводу сугубо сырьевой ориентации концерна. Прозвучало мнение, что будь у Алроссы предприятия переработки, компания могла бы стоить значительно больше. В правительстве тоже уповают на то, что приватизация развернет компанию на поддержку переработки.

Стоит ли по этому поводу страдать? Недавно в правительство обратились представители гранильных фабрик. Они заявили что снятие 6%-го таможенного сбора на импорт ювелирных бриллиантов подорвет и без того убогую рентабельность бизнеса. Можно, конечно, предположить, что это стандартный ход защиты интересов владельцев бизнеса. Скорее всего, именно так и будет расценен этот факт представителями власти.

Но в то же время, доля камня, ограненного за бугром давно и устойчиво превосходит долю отечественной огранки и продолжает расти. Возможно, "Алросса" вполне адекватно просчитала перспективы внутренней обработки, и решила: а ну его на...

В пользу этой версии говорит масса давних и недавних событий. Вот недавно отставили Бо Андерсена - директора ВАЗа, поставившего на конвейер за два года две реально новые модели. Во что давно уже никто не верил. Последняя до него модель Калина стала на конвейер в 2004-м, 12 лет назад. Основной мотив - ориентация на внешних поставщиков. Двигатель для "Ларгуса" выбирается от Renault, а не от ВАЗа. Патриоты в правительстве этого не простили.

Между тем, еще лет десять назад, звучали мнения отечественных профессионалов, что производство комплектующих в России нерентабельно. Подтверждением тому были длительные процедуры "выкручивания рук" внешним претендентам на отечественную сборку. От них, требовали ЛОКАЛИЗАЦИЮ. Они всеми способами от нее отбояривались.

В итоге на наши условия они согласились: пока рынок рос на нефтедолларах, производители готовы были на многое. Но выторговали порядок расчета локализации. При отчетной цифре в 45%, рублевая локализация на Автофрамосе не дотягивала до восьми (октябрь 2009). А доля добавленной внутри страны стоимости определяется именно рублевой составляющей.

Однако, несмотря на весь мухлёж, Николя Мор, новый французский глава ВАЗа, по-прежнему ставит задачу достичь рентабельности. Как вы думаете, у него получится?

На этот вопрос лучше всего ответил наш гарант. "В настоящее время для России продавать сырую нефть выгоднее, чем строить НПЗ", сказал премьер-министр РФ В. Путин 29 декабря 2009 во Владивостоке. "Как это не покажется парадоксальным, сегодня продавать сырую нефть экономически выгоднее, чем нефтепродукты".

И тут он совершенно прав. Более того, в этом нет ничего "парадоксального". Нефтяной фактор значительно эффективней, чем трудовой или капитальный. Любое разбавление сверх эффективного фактора неэффективными ведет к снижению эффективности! Читаем теорию факторов.

Рост экспорта нефтепродуктов связан со значительно меньшими акцизами на них относительно акцизов на сырую нефть. Бюджет теряет значительные суммы, практически субсидируя переработку. Многие нефтедобывающие страны не производят бензина. Дешевле субсидировать импорт.

Нафиг нам вообще производить автомобили, гранить алмазы, если сырье продавать выгоднее?

Как ни странно, революционное признание Путина экономисты просто не заметили. Но что еще удивительней, его не заметили собственники остатков отечественного машиностроения и др. высокотехнологичных отраслей. Положение легко экстраполируется на всю экономику.

Если премьер, и не просто премьер, а ВВП, признаёт, что перерабатывающие отрасли объективно в худших условиях, чем их внешние конкуренты, это дает серьезные козыри в лоббировании их интересов, совпадающих в данном случае с интересами страны.

С чего мы начинали? С Алроссы? Так вот, там, похоже, рулят не дураки. Умом или каким другим местом, но чувствуют, что в сырьевой экономике, с обрабатывающими отраслями лучше не связываться.

переработка, Алросса, огранка

Previous post Next post
Up