Пушкину можно, а мне?

Mar 05, 2008 20:00


Пушкину можно, а мне?

Начнем с того, что делать людям замечания о том, что они неправильно говорят, надо не всегда. Безусловно, есть люди, которые говорят с  грамматическими и стилистическими ошибками.  И НЕ ВСЕХ НАДО ИСПРАВЛЯТЬ! Если у вас есть родственница, которой довелось закончить всего лишь два класса церковно-приходской школы (у меня была такая, очень любимая), - мне кажется, что не следует указывать на ее речевые ошибки. Это бессмысленно и вообще не нужно.

Хорошо, а как быть с теми, кто постоянно воздействует на большие массы людей? О радио не будем, известно, что это «источник распространения неграмотной речи», да и вообще радио - это отдельный разговор.

Был у меня случай. (Не думайте, что так я поступаю часто!) Ехала я в троллейбусе. Кондуктор перемещалась и очень громким голосом непрерывно повторяла: «НеоплОчений проезд считается недействительным». Не вынесла душа, я ей, тихо, на ушко говорю: «Надо говорить «неоплАченный». Посмотрите, сколько едет с нами школьников: завтра или послезавтра они за этот «неоплОченный» обязательно двойку получат».

Вы полагаете, она громко сказала, куда я должна идти? Нет. Я произнесла свой пассаж с таким чувством (выстрадала!), что кондуктор промолчала.

Ну а если все-таки вам доводилось с кем-то обсуждать речевые ошибки, то вы, несомненно, знаете, что сильным аргументом считается: у Пушкина видели, сколько неправильностей? Ему, значит, можно, а мне, скажите, почему нельзя?

Действительно, вот например, в популярной песне, звучащей даже из утюга «…для всех нас просто нет, отклЮчен телефон». Стыдно признаться, но я даже засомневалась, полезла в словарь: а вдруг, норма изменилась, и теперь уже не отключЁн, а именно отклЮчен. Словарь убеждал: норма прежняя.

Но если мы новой звезде с этой песней скажем: «Нельзя так! Посмотрите, сколько школьников… они двойку получат..!» То она нам ответит: «А можно было Леонтьеву петь про ВераОко, которое вздыхает глубОко, тогда как должно было бы глубокО?»

И что ответить новой звезде? Что она не Леонтьев? Уж точно не Пушкин.
Previous post Next post
Up