Питер, Пушкин и его солидные однокашники.

May 28, 2020 01:01

Заинтересовала категория людей, которые всегда считают свое мнение чем-то непререкаемым, а все отечественное заведомо неполноценным и конечно же уступающим Европе.
Давеча один комментатор ответил на мою реплику по поводу внутреннего туризма, что в РФ тоже есть, что посмотреть, так: «…вообще-то смешно при наличии интернета доказывать человеку, что в Европе культурных мест на порядки больше чем в РФ. Кроме Питера, остальные города на полдня, да и Питер, при всей моей любви, средненькое место».
Сразу вспомнила, как в свою первую поездку в Италию повстречала бизнесмена средней руки, чуть за пятьдесят. Он с гордостью заявлял, что, прожив 50 лет в Москве, никогда не был в Третьяковской галерее, а про Флоренцию изрек: «Ну, что Флоренция, красные крыши».
Ну, возможно, эти люди просто не в теме, но недавно наткнулась в блоге Павленко, много пишущего о литературе, на рассуждения его о Пушкине. Пушкин его давняя любовь, как и вся дореволюционная культура, которую он считает вторичной и эпигонской по отношению к европейской. В общем, «мимо пушкинского дома я без шуток не хожу».

«Пушкин был очень глупый. Он был очень артистичный, но глупость всё портила. Все его друзья огорчались, глядя на его эскапады, которые вредили ему самому.»
«И практически все афоризмы, пошедшие от Пушкина в русскую культуру, это просто какая-то феерия неадекватности.»
«Пушкин был несчастный человек. Он всю жизни искал мафию, к которой было бы выгодно приткнуться, но всё разваливалось каждый раз вскоре после его прихода. Даже царю он вроде понравился, а потом, после того, как начал нагло спекулировать своей близостью к императорскому величеству, вызвал монаршее раздражение и потерял бонусы. Как потом ни ползал на карачках, ничего не помогло.»
"Пушкинская речь" Достоевского (взвинченная, нарочито идиотская и полная бессмысленных преувеличений) произвела впечатление взрыва бомбы - дамы падали в обморок от восторга, барышни визжали и писались, почтенные господа в пенсне и с бородками несли десятки цветочных венков и пели согласным хором "как ныне сбирается..."
«Культ Пушкина в царской России был настоящим безумием, раздражавшим действительно умных людей, так что авангардисты, предлагавшие "сбросить пушкина с парохода современности", имели в виду именнно это официозное беснование».
Поскольку комментаторов, несогласных с его прозрениями, Павленко банит, то остались только те, кто ползает перед ним на карачках, как Пушкин перед Николаем.
Поэтому далее следовала верноподданническая реплика одного из адептов:
«Да, точно подмечено; все его "царскосельские" однокашники- у них всё "по- взрослому"- все как то солидно пристроились... (ну почти все) а этот горемыка... остаётся гадать почему так... да в сущности не особо интересно- что было то было...»
На эту реплику про Пушкина-горемыку и его солидно пристроившихся однокашников лучше Ахматовой, пожалуй, не скажешь:
«Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и неаншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками, а затем просто опочили в картотеках и именных указателях (с перевранными датами рождения и смерти) пушкинских изданий.
Он победил и время и пространство.
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин».
В заключение пара пушкинских афоризмов, судите сами адекватны они или нет:
"Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь."
"Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя."
Previous post Next post
Up