Разница в работе мозга верующих и атеистов

Nov 11, 2012 11:55

Оригинал взят у apetrochenkov в Разница в работе мозга верующих и атеистов
Об искренне верующих людях нередко говорят, что они «не от мира сего», подобно Иисусу, заявившему Пилату: «Царствие мое не от мира сего». Оказывается, такое утверждение не лишено оснований: с мозгом у верующих действительно не всё в порядке. Религию нередко называют «опиумом для народа» - и это утверждение тоже недалеко от истины, так как биохимия мозга верующих отличается более высокой концентрацией благостных «гормонов удовольствия», вырабатываемых гипофизом. Верующие как бы постоянно находятся «под кайфом», меньше переживают из-за стрессов, меньше тревожатся, и вообще смотрят на жизнь сквозь розоватые очки, так как уверены: о них есть кому позаботиться. Церковные пастыри (то есть пастухи) у них обязательно найдутся - ведь это верный бизнес, отточенный до совершенства за столетия торговли «опиумом для народа». Кстати, церковь не стесняется называть верующих баранами или овцами. «Паси овец Моих», - говорил Иисус основателю христианства Петру (Евангелие от Иоанна 21:1-17).

Атеисты не хотят быть баранами или овцами, поэтому трезво смотрят на мир. Так жить труднее и беспокойнее, ибо ответственность выше и надеяться надо только на себя, а не на выдуманных попами богов. Важно другое: мозг атеистов работает иначе, чем у верующих. Это утверждение не голословно, это не просто чье-то мнение, а доказанный объективный факт, для которого теперь имеется вполне научное обоснование: работа мозга людей верующих действительно отличается от работы мозга атеистов. Статья об исследованиях, приведших к такому утверждению, опубликована в журнале Psychological Science.

В исследованиях испытуемые проходили тест Струпа (тест когнитивного контроля), будучи подключенными к электродам, измерявшим их мозговую активность. По сравнению с неверующими, верующие показали значительно меньшую активность передней поясной коры головного мозга. Этот участок обычно активируется в случае необходимости повышенного внимания и связан с изменением поведения. Чаще всего активация этого участка происходит из-за события, вызывающего беспокойство, вроде допущенной ошибки. Но вот в случае с верующими людьми были замечены интересные особенности: они сохраняли спокойствие и делали меньше ошибок, но и реакция на свои ошибки у них была гораздо слабее (причем была обнаружена обратно пропорциональная связь между силой реакции и силой веры).

«Этот участок мозга можно описать как сигнализацию, которая срабатывает в случае неуверенности или допущенной ошибки. Оказалось, что люди, верующие в Бога, показывали гораздо более низкую активность этого участка в связи со своими ошибками. Таким образом, они меньше волнуются и меньше подвержены стрессу вследствие своих ошибок».
Результаты исследования показывают, что религиозная вера производит успокаивающий эффект, сглаживая беспокойство и тревогу из-за допущенных ошибок или страх перед неизвестным. Но такие эмоции в нашей жизни являются «палками о двух концах», так как в некоторых случаях они полезны и даже необходимы.

«Очевидно, что слишком сильная тревога это плохо, так как, в конце концов, вы просто будете парализованы страхом, но в то же время существует и обратная сторона медали. Тот же самый механизм предупреждает нас о наших ошибках. Если вы не будете получать негативные ощущения, совершая ошибки, то как уберечься от их повторения в будущем?»
Целиком статью, опубликованную журналом Psychological Science, можно прочитать здесь в формате PDF. Авторы статьи: профессор Майкл Инзликт (Университет Торонто Скарборо), доктор Айан МакГрегор (Университет Йорка), кандидаты в доктора наук Джекоб Хирш (Университет Торонто) и Кайл Неш (Университет Йорка).


Полагаю, это лишь первое серьезное научное исследование такого рода. Наркотическое или функциональное спокойствие верующих, которое можно также называть равнодушием или эмоциональной тупостью, может оказаться несовместимым с их работой в некоторых профессиях, где нужен абсолютно трезвый ум и ответственный взгляд на вещи. Мне очень не хотелось бы лететь на авиалайнере, которым управляют пилоты, уповающие на волю божью. Или лечь под нож глубоко верующего хирурга. Или с ужасом узнать, что на соседней АЭС работают инженеры, кайфующие от подобного «опиума». А может быть верующим не стоит и государством рулить? Это гораздо более ответственное дело, чем кататься на дельтаплане, и касается не только стерхов.

Религия, Наука

Previous post Next post
Up