Вторая часть
лекции М. Э. Морозова об отражении второго штурма Севастополя.
Традиционно рекомендую к просмотру всем интересующимся темой.
Теперь к критике. И как уже догадываются постоянные читатели моего блога, сейчас речь пойдёт за фортификацию. К большому сожалению, во второй части лекции укреплениям Севастополя места не нашлось совсем. И если, при описании большей части событий связанных с отражением второго штурма города, вопросы фортификации, действительно можно было бы и опустить, так как всё же это обзорная лекция, да и время не резиновое, что бы успеть вместить в неё все аспекты обороны (хотя зачастую, для понимания происходившего, упоминания про укрепления в целом ряде эпизодов были бы, мягко говоря, совсем не лишними), то говоря о важнейшем эпизоде связанным с боями вокруг станции Мекензиевы горы, тему оборонительных сооружений совершенно нельзя было обойти.
Однако из лекции складывается впечатление, что в самый кульминационный момент второго штурма, на пути немцев к бухте из укреплений встала только позиция зенитной батареи №365 (немецкое название форт «Сталин»), однако это совсем не так. Дело в том, что через ж. д. станцию Мекензиевы горы (а именно через неё немцы рвались к бухте) проходила линия укреплений Тылового оборонительного рубежа Севастополя, вследствие чего этот район был очень сильно укреплён. Например, прямо на въезде на станцию находились артиллерийские ДОТы №7 и №8. А всего в том районе имелось пять артиллерийских ДОТов (№7 (75 мм Канэ), №8 (45 мм 21-К), №9 (45 мм 21-К), №10 (45 мм 21-К) и №11 (100 мм Б-24БМ)) и более десятка пулемётных ОТ! Все полностью оборудованные и занятые гарнизонами.
ДОТ №9:
Вот схема размещения артДОтов вокруг станции Мекензиевы горы:
Но и это ещё не всё, там же, на том же пятачке, где пытались прорваться немцы, прямо за линией укреплений Тылового рубежа находились еще и две стационарные батареи: вышеупомянутая зенитная №365 и береговая №115 (два 130 мм орудия об. 1913 г. с крейсера «Червона Украина»)!
Словом, последние четыре километра до берега Большой севастопольской бухты, ослабленным немецким подразделениям предстояла не просто наступать, преследуя такие же ослабленные советские войска, а штурмовать и взламывать оборонительную линию, насыщенную фортификационными сооружениями. И данный момент из описания боёв в самого критического момента второго штурма упущен полностью. По моему мнению, именно наличие Тылового рубежа сыграло в срыве последних усилий противника ключевую роль. Противодесантный рубеж, построенный прямо по городским окраинам, в данном случае сыграл роль т. н. «центральной ограды» защитив ядро крепости от быстрого захвата, после того как основная оборонительная линия была прорвана. Вместо преследования разбитых советских войск истощённые немецкие пехотные подразделения столкнулись с изрыгающей огонь линией ДОТов! Прекрасной иллюстрацией усилий гарнизонов долговременных сооружений по отражению этих атак противника может послужить ДОТ №11. Это был т. н. открытый ДОТ со 100 мм орудием Б-24БМ имевшим круговой обстрел. Согласно сведениям из «Альбома оборонительных, базовых и аэродромных сооружений Севастопольского оборонительного района», только данная ОТ в период второго штурма, действуя прямой наводкой (иногда до дистанции 300 м) выпустила около 2000 шт. 100 мм снарядов! Для понимания масштабов: корабли ЧФ оказывающие огневую поддержку войскам СОР, за второй штурм выпустили снарядов среднего калибра (100-130 мм) чуть менее 5000 шт. т. е. мы видим цифры одного порядка, однако тут с одной стороны масса кораблей, а с другой только один единственный ДОТ!
Пару слов надо сказать и о зенитной батарее №365, бой за которую, по меткому высказыванию М. Морозова «стал кульминацией кульминации». Описывая батарею, лектор ограничивается сообщением, что она была ещё довоенной постройки и, что там были просто бетонные котлованы открытые сверху. Но там всё гораздо сложнее, чем просто орудийные дворики на холме. Батарея представляла собой комплекс капитальных защищенных сооружений, включавший в себя заглубленные казарму, газоубежище, защищенные погреба и КП и всё это связывалось между собой перекрытыми бетонными ходами сообщения. Да, всё это не предназначалось для того, что бы выдержать бомбардировку осадной артиллерией, но всё же именно сооружения батареи позволили её гарнизону эффективно обороняться и понести не такие уж катастрофические потери от обстрелов противника. В целом, на мой взгляд, более подробного описания устройства батареи №365, здесь всё же не хватило.
Рассказ о штурме немцами батареи №365 иллюстрируется снимками того как позиция батареи выглядит сейчас. Скриншоты из ролика:
У зрителя подробно незнакомого с темой, может сложиться представление, что все данные колпаки с амбразурами, это и есть остатки той самой зенитной батареи, но это не так. Уже после войны на разбитую позицию старой зенитной батареи был посажен типовой КП для береговой железнодорожной батареи и вся эта красота относится уже к нему.
Описывая момент с вызовом командиром батареи №365 огня на себя, сообщается, что только зенитная батарея №54 в ответ на этот запрос выпустила 854 шт. 76 мм. Однако батарея №54 к этому моменту уже была перевооружена на 85 мм зенитки 52-К. Очевидно, что здесь лектор оговорился, перепутав калибры.
И уже не в порядке критики. Говоря о вооружении зенитной батареи №365, в качестве иллюстрации того как выглядело зенитное орудие об. 15/28 г. приводится снимок c зенитной батареи захваченной немцами в Феодосии (если не ошибаюсь). Однако до нашего времени дошло одно орудие, непосредственно стоявшее на батареи №365. На него можно
посмотреть (и даже потрогать) в музее ЧФ. И мне кажется, что его снимки, для иллюстрации, подошли бы лучше.
Такие вот у меня сложились впечатления от просмотра данной лекции. С нетерпением жду продолжения.