В материале об артиллерийском вооружении неприятельских редутов в Балаклавском сражении, я упоминал о решении императора Александра II, установить трофейные орудия, захваченные во время боёв за Севастополь в 1854-55 гг., на севастопольском Братском кладбище, у сооружаемого там храма Святого Николая. Из числа восьми пушек, назначенных для этого высочайшем повелением, семь были английскими и о них я уже рассказал. Теперь речь пойдёт о восьмом, бывшем французском орудии и обстоятельствах его захвата.
26 мая (7 июня) 1855 г. союзники атаковали передовые позиции Севастопольской крепости находящиеся на Корабельной стороне Севастополя. По условиям местности французская атака была разделена на два направления - отдельная группа войск направилась на штурм Камчатского люнета, а другая атаковала укрепления находящиеся на Киленбалочных высотах. Для поддержки пехоты в состав штурмовых колонн включили четыре 12-см горные гаубицы, по две на каждом направлении.
Примерно 18.30 французы внезапно вышли из своих траншей и практически сразу овладели Селенгинским и Волынскими редутами. Развивая успех, они двинулись дальше была взята французская горная гаубица. и взяли крепостную батарею №93 (Забалканская), таким образом, полностью овладев Киленбалочными высотами. В этот момент последовала первая, в этот день, контратака подошедших русских резервов (два батальона Муромского пехотного полка), которая полностью провалилась. Решение французского командования, выделить для сопровождения пехоты горные гаубицы, полностью оправдалось. В русских источниках постоянно упоминается о том, что бьющие в упор горные орудия нанесли русской пехоте очень большие потери.
Вскоре к месту сражения прибыли два батальона Забалканского и один батальон Полтавского пехотных полков. Эти войска, присоединив к себе остатки Муромского полка, стремительной атакой выбили французов с захваченной ими Забалканской батареи. Именно в результате этой успешной контратаки и была захвачена французская гаубица.
Интересующее нас орудие находилась под командованием артиллерийского капитана Семонена (Semonin). Вскоре после начала боя французы перетащили гаубицу к захваченному ими Селенгинскому редуту, откуда оно выпустило около сорока снарядов по русским войскам, находящимся на западном берегу Килен-бухты. Далее, следуя вместе с атакующей пехотой, орудие попало к Забалканской батарее. Здесь французские артиллеристы и попали под контрудар русских. Под огнём русской пехоты, орудийная прислуга быстро стала нести потери - один человек был убит и четверо ранены. Капитан Семонен пытался спасти орудие, но его тоже вскоре вынесли с поля боя с двумя пулевыми ранениями. Последний уцелевший артиллерист, по французским данным, пред тем, как вынуждено бросил орудие, повредил его лафет. Впрочем, данный факт не подтверждается русскими документами.
Перемещение орудия в ходе боя 26 мая 1855 г.
Сведения об этом трофее можно почерпнуть из записки об иностранных орудиях, состоящих в складах Севастопольской и Херсонской крепостной артиллерии, которые по достоверным сведениям взяты с боя у неприятеля при обороне Севастополя в 1854 и 1855 годах:
Французская медная горная гаубица 12-ти сантиметровая 1849 года №4.
На дульной части орудия близ соединения ея с казенной, изображена надпись в лавровом венке R, F, а сверху в свитке сделана надпись “Egalité, Fraternité, Liberté”
Obusier de 12 de montagne, Mle 1828
После войны трофейная французская гаубица оказалась в Херсоне. 15 мая 1860 г. последовало предписание от Артиллерийского департамента, командиру Херсонской крепостной артиллерии полковнику Павлову, о необходимости доставки этой пушки в Николаев, для последующей передачи его там Морскому ведомству. Моряки же, после принятия орудия, должны были при удобном случае, на одном из казенных судов, отравить его в Севастополь. В июле того же года, гаубица на борту винтового корвета «Удав» была доставлена в Севастополь и поступила к артиллерийской части Севастопольского порта. К сожалению следы орудия на этом теряются. У Свято-Никольского храма были поставлены только семь пушек захваченных у англичан в Балаклавском сражении. Возможно, гаубица оказалась в Музее севастопольской обороны (будущий музей Черноморского флота). Может она и сей час лежит там, где нибудь в запасниках.