Академия на курьих ножках старотовала в неизведанные доселе дали - новый проект, над которым я работала последние пару месяцев, я назвала learning play date (учебно-игровая встреча) и хочу проводить примерно раз в месяц. Вкратце: это так называемый проектный подход к теме, когда дети самостоятельно (конечно, с помощью взрослых) изучают какую-то тему всеми способами, которые придумают, используя книги, интернет, беседы с взрослыми, видео- и телепрограммы, опыты и т.д. И потом собираются и делятся -- что они изучили -- и создают чего-нить интересное все вместе.
Стартовали мы прямо в космос -- взяли первой темой Солнечную систему. Группа смешанная по возрасту (так сложнее, но и интереснее): 5, 6, 7, 11 и по 2,5. Для начала я показала несколько книг по теме, мы прочли одну -- замечательную, на мой взгляд, с точки зрения как взгляды человечества (и взгляды человека!) меняются по ходу жизни (учебы!)... Как люди считали, что земля плоская и если добраться до края, то просто упадешь, как дотумкали, что она круглая, как Луна, как дотёпали, что не солнце вращается вокруг нас, а мы - вокруг него, как изобрели телескоп, как верили в существование марсиан, как договаривались и передоговаривались насчет определения что есть планета и сколько их в нашей Солнечной системе, и как все это помогает детям понять, что информация постоянно меняется, сортируется, и что через несколько лет мы будем знать о космосе больше, чем знаем сегодня... (Kathleen V. Kudlinski. Boy, were we wrong about the solar system! Dutton Children's Books. 2008.)
...Мне кажется, в образовании важно не столько вкладывание фактов в головы и запоминание их (на мой взгляд, при таком подходе только людям с феноменальной памятью учиться интересно... а нужно, чтобы было интересно всем!), сколько поддержание живого интереса к знанию. Важно помочь детишкам научиться учиться -- самостоятельно проводить исследования, находить нужную информацию и размышлять. И еще мне кажется, это просто здорово -- когда с друзьями и играть вместе интересно, и учиться бок о бок, даже когда мы не сидим в одной классной комнате. Вот из комбинации этих двух идей и родилась моя затея.
После чтения и обсуждения 7-летняя Э. захотела поделиться своим -- прочла нам главу о своей любимой планете Венере. После Д. взял инициативу: показал детям соотношение размеров планет (сделал в фотошопе заранее). Потом первый из двух больших проектов, которые мы планировали. Планеты на пляже: взяли канат длиной 50 футов (15 м), привязали его к основанию (центр системы -- солнце), дети нашли 4 камушка для первых планет и сами стали четырьмя оставшимися планетами. Тут старшие дети могут применить свои математические знания. Этот проект показал соотношение расстояний между планетами и дал какое-то понятие о масштабе всего: Земля при таком соотношении была бы размером с песчинку!!! И скорость движения планет (бегать-ходить по своей орбите: 5-летний Н. был ближе всех к Солнцу и гонял как торпеда!).
После вернулись в избушку. Второй проект был визуальный: на пенопластной основе (foam core, примерно 3 бакса в Волмарте за штуку) начертить орбиты в выбранном масштабе (масштаб верный по отношению друг к другу), из пенопластовых шаров (12 баксов за 63 шара разных размеров в Майклз -- набор молекулярной системы) и бусин сделать планеты. Мы раскрасили шары акриловыми красками (только их рекомендуют для пенопласта -- styrofoam) и прикрепили их с помощью велкро (те, у которых липучка на обрат. стороне), а бусинки -- клеем. Масштаб планет примерно соответствует действительности (по отношению друг к другу, но не по отношению к расстоянию между орбитами - ну очень бы громадный проект получился :).
Было просто очень здорово! Погода кооперировала с нашими планами - проект на пляже удался. Дал возможность детям ПРОЧУВСТВОВАТЬ расстояния, ПОБЫТЬ планетами. Попутно и просто выбегаться. Ну и красками малякать тоже все обычно любят, и можно что-то принести домой! На четыре семьи у нас вышло по 6 баксов за проект (краски, бусины, клей -- этим мы обеспечили из своих закромов). Можно, конечно, и сэкономить на основе, например взять прочный картон, покрасить его... В общем, идею дарим -- пользуйтесь, добавляйте свое.
Ваши академики