Клеопатра

May 26, 2013 23:11



Случайно сегодня узнала, что в этом году отмечается 50 лет знаменитой, очень много наделавшей шума в свое время картине "Клеопатра" (Cleopatra, 1963). И в честь золотого юбилея в избранных 75 кинотеатрах страны на широком экране показывают отреставрированную 4-часовую (!) версию фильма (в оригинале он вышел в 3-часовом варианте). Мы с Джастином наткнулись на это просто потому что перебирали фильмы, что идут сейчас. Увидев анонс "Клеопатры" в нашем городке, я очень удивилась, т.к. старые фильмы не так-то часто увидишь в обычных кинотеатрах, а мне всегда хотелось. К тому же еще такой зрелищный! В общем, решили, что свою годовщину (май -- месяц праздничный в нашей семье, и поводов много :) вот так и отметим. Я даже надела по этому случаю свое самое яркое платье -- под стать нарядам главной героини. :) В наших краях фильм идет только в Bellevue и Federal Way. Если его у вас показывают, поспешите! Когда еще доведется увидеть такую роскошную классику на большом экране, а это обязательно нужно смотреть на большом экране. Я бы даже еще раз сходила. А еще отреставрированный фильм можно купить на двд и blue ray дисках.

Фильм условно, но четко делится на две части, вообще изначально режиссер его задумывал как дилогию: "Цезарь и Клеопатра" и "Антоний и Клеопатра". После первой половины фильма , как в театре, антракт в 12 минут. Время пролетает быстро -- на мой взгляд, фильм не устарел, как это случается со старыми постановками. С самого начала совершенно одурманили краски! Словно палитра художника со всеми оттенками на ней сразу, очень непривычно для глаз. Но только поначалу, вскоре привыкаешь к этой роскоши, наслаждаешься и уже предвкушаешь! Прочла, что Клеопатра сменила в нем 65 нарядов, это попало в Книгу рекордов Гиннесса. Совершенно заслуженно дали "Оскара" за работу художников по костюмам. А всего фильм взял 4 "Оскара", а номинирован был на 9 (в том числе за лучшую картину и за лучшую мужскую роль -- актер Рекс Харрисон.

Массовые сцены в фильме грандиозны. Въезд Клеопатры в Рим с маленьким сыном Цезаря -- это целое шоу. Наверное, это и называется "эффектным выходом". :) После танцевального представления, защищенная фигурой сфинкса, Клеопатра появляется на гигантской конструкции, которую несут запряженные в специальную упряжку рабы. И сам золотой трон, на котором восседает царица и цесаревич, несут по золотым ступеням вниз (трон только колышется слегка на пъедестале особой "плавающей" инженерной конструкции). Мы видим скульптурное и идеально спокойное, как у сфинкса, лицо Тэйлор-Клеопатры. На нее направлены тысячи глаз. Она позже в фильме скажет подросшему сыну, который признается, что ему страшно, а ему ведь нельзя бояться (цесаревич же!): "Кто тебе такое сказал? Конечно, цари тоже боятся. Только они не подают вида -- то, что недоступно обычному смертному" (перевод, как всегда, мой вольный, по памяти).


.

В этом же костюме, кстати, мы увидим Клеопатру в финальной сцене фильма.



А появляется в фильме она юной соблазнительницей, которую привлек 52-летний Юлий Цезарь, страдающий эпилепсией (в древности верили, что ею страдают избранные свыше, что Клеопатра приняла это как знак).

Ее костюмы и прически в первой половине фильма очень отличается по характеру от тех, что мы увидим во второй половине. Они гораздо более драматичные, у причесок четкие геометрические линии, всё говорит не только о красоте и грации Клеопатры, но о силе, власти, честолюбии, амбициозности.

В одном из первых диалогов с Цезарем она вся -- игра:



Еще с Цезарем:



Царственна:


.


.


.

Пожалуй, впервые более "земной", человечный облик Клеопатры появляется в сцене прощания с Цезарем перед его роковой встречей с Сенатом. На Клеопатре синее как небо длинное платье, а по нему струится ярко-алый шарф, как будто предсказывая беду...

Во второй части мы часто видим Клеопатру в ярких, но менее экзотичных нарядах, с распущенными, взбитыми неформально мягкими локонами -- мы видим, ее уже не только как царицу, политика, владычицу, но как влюбленную, как обычную любящую женщину. Но не сразу. Такой она появляется в первой сцене наедине с Антонием (в трауре по Цезарю, ночью покидая страну):



Это из сцены, когда она замысловатыми ходами пытается (и успешно) покорить Антония -- наряд ее и прическа так же замысловаты, как ход ее мыслей:



А тут уже покоряется она сама...









Роль Юлия Цезаря исполнил британский актер Рекс Харрисон (известный лично мне прежде всего как профессор Хиггинс из "Моей прекрасной леди"). Цезаря мы видим сильным, умным, успешным, признанным, почти "железным" и почти без изъяна (правда, его критикуют за чрезмерную словоохотливость в описаниях в его книгах). Он появляется перед нами в доспехах, как рыцарь без страха и упрека, всегда начеку, никому не доверяющий (кроме единиц приближенных и проверенных воинов):



Однако Клеопатра очень скоро узнает слабое место Цезаря -- хотя воспользоваться им не собирается, наоборот -- она видит в этом особый знак. Союз этих двух -- это союз единомышленников, соратников по борьбе, и это можно увидеть в костюмах: часто мы видим его в доспехах , а ее в "сильных", царственных одеяниях:







Часто, но не всегда -- все-таки их связывала не только политика



Образ Антония с первых же кадров, как только появляется в фильме, разительно отличается от Цезаря. Не могу не отметить, что за 50 лет, конечно же, игра актеров очень сильно изменилась. Часто реплики, мимика и жесты в фильмах тех лет (и этот не исключение) кажутся чересчур театральными, порой хочется немного "сбить пафос" (особенно у Тэйлор в фильме). И единственный актер, который меня поразил какой-то очень современной игрой -- это был исполнитель роли Антония Ричард Бёртон. Я о нем немного расскажу, но сначала покажу кадры из фильма. Даже во внешности его есть что-то очень неэпическое, а, наоборот -- лирическое, обыденное, человечное. Мне этот типаж, кстати, очень симпатичен (напоминает Билла Мюррея чем-то, да?). Это, пожалуй, лучшая его фотка из фильма:



Мы его видим в довольно простой одежде, он такой же воин, как остальные, прошел с солдатами сквозь огонь, воду и медные трубы, хоть и не простой рядовой, но сразу от него нет ощущения недосягаемости -- кажется, будто ты с ним можешь быть знаком. Вот еще фотки:


.

А это с той самой хитрой встречи с Клеопатрой, когда он не смог устоять :) -- хотя сам тут хищник в шкуре дикой кошки :)




Бёртон (настоящее имя Ричард Дженкинс) родом из Уэллса, вырос в многодетной семье, двенадцатый из 13 детей. Отец его был шахтером, попадал в переделки, но в силу, судя по всему, обаяния, ему многое сходило с рук. Внешне Бёртон на него очень похож. Мать умерла, когда ему было всего 2 года. Вырастила его старшая сестра, а отца заместил один из братьев. У Бертона проявились способности к языкам (английский был его второй язык) и театру еще в школе. Кстати, сценический псевдоним он взял в честь своего учителя мистера Бертона, который заметил его талант и направил. Играл в школьных спектаклях, получил грант на обучение в Оксфорде. Но, кажется, формального актерского образования у него нет. Жизнь у него сложная: начал курить в 8 лет (во взрослом возрасте выкуривал по 100 сигарет в день), выпивать в 12 (опять же во взрослом возрасте выпивал по 3 бутылки водки в день). Говорил, что "язык -- это всё в жизни"... Тэйлор и Бёртон встретились на съемках "Клеопатры" впервые. Маленькое отступление: первый режиссер картины видел в роли Клеопатры совсем другую актрису -- Дороти Дэндридж, которая, кстати, стала первой в истории афроамериканкой, номинированной на "Оскар", вот ее портрет:



Кто знает, как бы все сложилось, если бы играла в фильме не Тэйлор, но вот Антоний и Клеопатра встретились, и это изменило дальнейшую судьбу актеров. Они влюбились. Оба были тогда женаты, и разразился скандал.

Кадры со съемок "Клелпатры":





Они поженились и прожили вместе 10 лет, разошлись и вскоре сошлись опять, но очень скоро расстались уже навсегда. Бёртон скончался в 1982 году. Было ему всего 58 лет.

Элизабет Тэйлор родилась в Англии в семье американцев. Ее мама, кстати, оставила, карьеру актрисы, когда вышла замуж. Не буду говорить о ней тут много, скажу только, что из её 8 замужеств два были за Бёртоном, а прожила она довольно долгую жизнь и скончалась в 2011 году в возрасте 79 лет.

Я верю в настоящую любовь. Знаю, что "половинки" существуют, и знаю, что они встречаются. И вот история Антония и Клеопатры, рассказанная в фильме, как раз история настоящей любви. Когда ни взлеты, ни падения, вообще ничего не могло изменить главного -- их бесконечной любви друг к другу. И хотя костюмы, сцены баталий, роскошные декорации, история и легенды -- это все интересно, но именно пронзительной нотой любви фильм так глубоко трогает, оставляя тебя, зрителя, в зачарованном состоянии. Я перебираю фотографии этой красивой и талантливой пары, которыми восхищались и восхищаются миллионы людей, и мне грустно, что их история любви оказалась совсем другой...


.


.


.


.


.


.


.

История создания фильма очень нестандартна. На фильм был выделен бюджет в 2 млн долларов, но через некоторое время режиссера фильма уволили, а все, что им было создано, в итоге в фильме не использовалось, при этом перерасход бюджета уже на тот момент был в 5 млн. Наняли режиссера Джозефа Манкевича, он начал переписывать сценарий с нуля. Из Лондона, где начались съемки, пришлось переехать на студию в Рим. В работе было много простоев, и в итоге, к примеру, вместо 1 миллиона долларов за роль Клеопатры (что было беспрецедентно в истории кино) Тэйлор получила 7 миллионов. А бюджет картины вылился в 44 млн долларов (что на сегодняшний день равнялось бы 323 млн долларов). Это одна из самых дорогостоящих картин в истории кино. В первый год студия не смогла окупить полностью расходы и компания 20 Century Fox чуть ли не обанкротилась. К счастью, позже прокат окупил стоимость фильма, а у нас есть возможность наслаждаться полностью отреставрированной версией этой необычной и неоднозначной, но безусловно интересной картины.

Старые постеры фильма:

.
.


.
.


.


.
.

сказки и кино

Previous post Next post
Up