365 - ни дня без строчки: Этюды 23, 24 и 25

May 13, 2013 00:57

Продолжаю свои учебные опусы. Это просто наброски к портретам, сделанные в одном месте в одно время и объединенные одной темой, получился своеобразный триптих. Поэтому и выкладываю как целое. 777 слов.

О проекте.

ДЕНЬ МАТЕРИ. ТРИПТИХ
Часть 1. Яблоко от яблони

Нас усадили в баре, за крошечный столик на двоих. Ресторан популярный, а в такой день до отказа набит посетителями - столы в обеденном зале по записи, очередь на час вперед. В тесном соседстве с нами столик побольше, на четверых, за ним сидят трое. С моей стороны маленькая, тихая, словно слегка напуганная, не проронившая ни слово за весь вечер пара старичков. Со стороны мужа - громила в бандане и кожаных брюках, с накачанными бицепсами, загорелой кожей, им можно было бы любоваться, если б не выглядел он несколько угрожающе.Громила то размеренно рассказывал о чем-то своим старичкам, то уверенно говорил по телефону - над столом ни разу не повисла пауза. Всякий раз, когда сталкивался в узком проходе с моим тоже не миниатюрным мужем, предупредительно басил: «извините, сэр» и «прошу прощения». Я пыталась невзначай разглядеть профили его родителей: в общем-то, если не учитывать столь разную весовую категорию отцов и детей за этим столиком, можно уловить кое-какое сходство в чертах сына и мамы - вот нос у обоих крупный, с горбинкой... И все же в голове не укладывается: как, ну как мог он оказаться их сыном? Что за шутка природы?
-- А может, они его усыновили, -- предположил муж.
-- Может. Но дело ведь даже не в том, что он внешне на них не похож. Просто они такие тихие, застенчивые. Как у них получился такой другой сын?

Часть 2. Что не так

В такой праздник, как сегодня, рестораны предлагают особое меню: нам его принесли, отпечатанное на листке плотной бумаги с нежно-голубыми незабудками. Взрослые сыновья и дочери торжественно ведут на ужин своих мам и пап. Когда-то стараясь владеть умами и поступками детей почти безраздельно, теперь они живут своей собственной, почти посторонней жизнью. Пожилая китаянка, приволакивая за собой негнущуюся ногу, медленно вышла из дверей и уселась за столик. Я легко нашла ее в толпе по монотонному выражению лица, на котором чувства не то чтобы не отражались, но ясно было как день, что чувства эти были очень давно, многие годы тщательно упрятаны глубоко-глубко в укромнейшие тайники души, от глаз посторонних - или, может, от самой себя? Напротив примечаю ее сына, сомнений нет, так сильно они похожи, и невольно ожидаю увидеть прямо за ним хрупкую фигурку его жены-азиатки, или в крайнем случае стареющего папу-азиата, но вместо этого вижу еще одного мужчину примерно одного с ним возраста. Сидят они близко друг к другу и диалог ведут в основном между собой, мама как-то сама по себе и никакого интереса в беседе не проявляет. Мужчина рядом с ее сыном европейской наружности, с волнистой короткой стрижкой и пышными усами. Мама неспешно и без эмоций пережевывает пищу и молча смотрит куда-то в сторону. Лишь один раз за вечер я уловила ее быстрый смешок - не то парни сказали нечто, что ее рассмешило, не то увидела она что забавное за окном или за соседним столиком. Маленькая улыбка не задержалась на лице надолго - испарилась столь же внезапно, как и появилась. О чем она все это время думала? Может, о визите к врачу? О том, что страховка не покрывает большую часть ее расходов? Или о том, что же она сделала «не так» и когда все пошло «не так»? Мне хотелось сказать ей, что ничего «не так» не сделала ни она, ни он. Но меня никто ни о чем не спрашивал, да и вообще никто никого ни о чем не спрашивал. Они просто сидели друг против друга, жевали каждый свое, и каждый отдельно проживал кусочек своей собственной жизни.

Часть 3. Родственность

За соседним с окаменевшей мамой столиком сидела еще одна любопытная тройка: и атмосфера, и расположение за столиком были совсем иные. Одна сидела женщина средних лет, интеллигентного вида, в очках. Напротив нее - мужчина ее лет, тоже в очках, с короткой стильной стрижкой и выбеленными прядями, небрежно уложенными гелем. Рядом с ним (мне был виден только профиль) была женщина постарше с такими же короткими выбеленными волосами, и тоже в очках, и профили их были похожи настолько, что и в другой день было бы очевидно, что это мать с сыном. Похожими, видимо, были не только их профили, но и характеры, и взгляды на жизнь, потому что они не умолкая вели непринужденную беседу и весело смеялись. Женщина напротив тоже принимала участие в разговоре, время от времени отвлекаясь, чтобы поправить цветы в ярком розово-оранжевом букете, и иногда казалась за столом почти лишней: пара мамы и сына выглядела настолько гармонично вместе и были они так похожи друг на друга, словно до сих пор, несмотря на солидный возраст сына, жили под одной крышей, ежевечерне рассказывали друг другу о всех приятных и неприятных мелочах, случившихся за день, ходили к одному окулисту, чтобы вместе подобрать оправу к очкам, и стриглись у одного парикмахера.

Наталия Лялина
12 мая 2013 г.
Этюды 23, 24 и 25 проекта «365 - ни дня без строчки»

365 - ни дня без строчки

Previous post Next post
Up