в дополнение к моим постам - этот сегодняшний пост
Руфинымногое во мне отозвалось.
делюсь.
Оригинал взят у
fina_ru в
Планировать или идти. Решать или быть.В одном сообществе мы обсуждали тему ценности процесса, ценности пребывания с близким человеком.
Иногда у человека настолько низкий болевой порог, что любое воздействие он склонен воспринимать как угрозу, как нападение. И тогда ему трудно и он стремится убежать. Если он набирается смелости и возвращается, тогда это пребывание станосится длинее, и диапазон его ощущений расширяется, а болевой порог повышается. И так далее, пока он не сможет пребывать вместе с дорогим ему человеком. И тут возникает вопрос: а нужно ли терпеть? А может получится так, что ценность этого совместного пребывания не столь велика, что не нужно вместе быть.
Да, иногда не нужно. Но не из-за ценности или бесценности пребывания, сколько от степени уважения между людьми. Там, где этого уважения, внимания к другому и терпения нет вообще, исчезает и смысл пребывания. Но если есть обоюдные уважение, внимание и терпение, то ценным становится сам процесс пребывания и притирки.
В обсуждении я вспомнила историю из детства:
"Мне было около 2,5 лет. Бабушка запрещала мне зайти в погреб. И вот, улучив момент, я открыла тяжеленную дверь и спустилась в погреб, исследовала всё, что было внизу, не нашла ничего интересного, только овощи, какие-то заготовки, бочки и запах сырости. Всё, я была разочарована. Но само действие дало мне опыт исследования, преодоления страха, запрета. Я пережила гамму чувств: интерес, страх, опасения, фантазии, преодоление чисто физических трудностей: тяжёлая дверь, высокие ступеньки, холод и темнота, страх прикосновения к неизвестному. И, несмотря на разочарование в конце, я получила опыт именно пути, моё тело запомнило движение, чувства, побыло в процессе изменения этих чувств и ощущений. И сделала САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ выводы. Это самое важное.
Также и в отношениях. Важен не только страх и опасения, а ещё и опыт преодоления, опыт прохождения пути и опыт появления самостоятельных выводов, то есть проявления той самости, которой многие лишены в силу родительских ограничений и внутреннего родительского голоса. В результате в следующий раз будет меньше опасений и больше твёрдости во внутреннем чутье."
Когда-то, работая в интеллектуальном гуманитарном журнале я написала статью на эту же тему:
Стать и быть героем Там много пафоса и выспренности. Сейчас я более спокойно и прозаично смотрю на жизнь. Но смысл в этом тексте есть. В частности вот:
"Каждый эпизод сказки наполнен смыслом. Сборы в дорогу - важный момент. Кого берёт с собой герой в качестве помощников, как настраивается на путь? Ведь без соответствующей настройки он «залипает» в привычный мир, не способный воспринимать знаки, являющиеся на его пути. Настройка - это фокусировка при полном расслаблении, концентрация воли и намерения, как у воина или охотника, как у мастера боевых искусств.
Затем герой проходит через испытания, каждый раз изменяясь, приобретая знания и умения, открывая новые свойства мира. И от того, как он «сдаст экзамен», увидит ли знаки на пути, зависит успех его предприятия.
Ну а в финале сказки героя ждёт инициация - главное испытание, закрепляющее в нём новое качество. Обычно это сражение с самым жёстким и опасным противником. Из которого либо надо выйти победителем, либо погибнуть.
«И жили они долго и счастливо» - так заканчиваются многие сказки. И это неправда. Правда там, где говорится «с тех пор не было ему равных в силе на этой земле» или «с тех пор люди приходили к нему за помощью, и никому он не мог отказать».
Жизнь начинается там, где сказка кончается. Герой не может вернуться в прежнее «я». Карлос Кастанеда пишет: у воина «никогда не будет конечного исхода... иногда кажется, что остался лишь один шаг, чтобы достигнуть его. И всё же этого никогда не будет. В своём путешествии я даже не встречаю знакомых примет, которые когда-то знал. Ничего уже больше не является тем же самым».
Начавшему путь нет возврата. В этом и драма героя, и его сила. Жизнь - сказка/тренинг, в процессе которого человек отвечает на вопрос: «Быть или не быть?» Только поединком со смертью мог ответить на него шекспировский Гамлет, доказывая своё право владения.
А современный человек, выбирая путь героя, отвечает на этот вопрос на каждом этапе жизни. Если герой почувствовал окончание пути, значит, он умер. Так застывают в своей безмятежности многие, достигшие первоначального успеха. Но это не безнадёжно, в сказках есть такой приём: героя убивают перед самым концом истории. Помните, как Фарлаф убивает Руслана, но старец оживляет его, окропивши мёртвою и живою водой?..
Так и в жизни, ты благополучен, расслаблен, пуст и, значит, умер. И только сильный удар способен оживить тебя - «удар наполненным по пустому». После этого жизнь героя продолжается, жизнь, суть которой - в движении и преображении мира вокруг.
Конец - делу венец. Герой - путь, и ответ о его состоятельности можно получить только в конце пути. Печально? Да, когда видишь перед собой длинный путь, он кажется неподъёмным, и только, но осилить его можно, разбивая на маленькие этапы. И герой растёт от этапа к этапу, проявляя возможность и способность БЫТЬ, прописывая новые сюжеты на полотне мира."