Поскольку я принимал участие в работе Вторых Бунинских чтений, прошедших 27 июня я не смог быть в Невеле и участвовать в работе первого дня XXI Бахтинских чтений, поэтому как только завершился банкет на природе в деревне Сутоки я вернулся домой и стал готовиться к ночному отъезду в Невель через Новосокольники. Приехав в Новосокольники я не стал ждать пригородного поезда а поехал на прибывшем поезде Санкт-Петербург - Одесса (№019А) и к 8 часам был в Невеле. 28 июня около 10 часов утра мы отбыли в Витебск для посещения концерта, приуроченного к 115-ти летию со дня рождения уроженки Невеля, крупного деятеля отечественной музыкальной культуры, пианистки Марии Вениаминовны Юдиной, который состоялся в Витебской областной филармонии, этим концертом был закрыт XXV концертный сезон. Участников Невельских Бахтинских чтений просто заворожило выступление профессора кафедры истории зарубежной музыки, проректора по научной и творческой работе Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени Петра Ильича Чайковского Константина Владимировича Зенкина, профессора Лемменс-института в г.Левен Тиграна Дерениковича Матесян (скрипка) и творческого семейного дуэта пианистов отмеченных премиями международных конкурсов в составе профессора кафедры музыки и методики преподавания музыкальных дисциплин Факультета педагогического образования, искусств и технологий Института непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и преподавателя колледжа искусств имени С.В.Рахманинова при Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого Михаила Дмитриевича Корноухова и его дочери Софьи. Ими были исполнены мазурки Александра Скрябина, «Ундина» Мориса Равеля и Этюд-картина фа диез минор Сергея Рахманинова. А вечером хозяйка музея, на базе которого проходят чтения, Людмила Мироновна Максимовская приглашала на ужин с жареной щукой и молодой картошкой. Третий день работы Бахтинских чтений в Невеле был посвящён вопросам музыкальной и духовной культуры отечественной провинции. Но обо всём по порядку.
В докладе профессора кафедры русского языка Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета имени Н.П.Огарёва, где на протяжении 16 лет работал Михаил Михайлович Бахтин, члена союзов журналистов и писателей России Николая Леонидовича Васильева была освещена научно - педагогическая деятельность отечественного философа и лингвиста, входившего в круг общения Михаила Бахтина, участника Невельской философской школы Валентина Николаевича Волошинова в Ленинградском институте повышения квалификации кадров работников искусств, в докладе была освещена деятельность Волошинова по просвещению жителей районов тогдашней обширной по размерам территории Ленинградской области.
Культуролог Иосиф Теодорович Будылин - Шумовский в продолжение своего прошлогоднего сообщения о феномене гения А.С.Пушкина рассказал участникам чтений о причинах и условиях нисхождения гения на великого поэта. Иосиф Теодорович Будылин-Шумовский в ходе обсуждений докладов неоднократно высказал идею о деградации отечественной культуры, показателем тому является игриво-профанное отношение к феномену А.С.Пушкина. В своём докладе Иосиф Теодорович выводит смысл поэзии в творческом сознании поэта через духовность и искание истины - "я слишком с библией знаком и к лести вовсе не привычен". Искание истины лучше всего протекает в пустынности и одиночестве, ибо именно в пустыне пророку явился гений в облике шестикрылого серафима. Пустыня - место свободное от мирской суеты. Иосиф Теодорович сравнивает Пушкина с Овидием - обстоятельства изгнания/ссылки способствуют укреплению духа. Приветствую тебя, пустынный уголок, / Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, / Где льётся дней моих невидимый поток / На лоне счастья и забвенья. Именно деревня, именно пустынь являются творческой лабораторией настоящего поэта / пиита.
С сообщением о публикации творческого наследия отечественного музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского выступил старший библиограф Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова Константин Анатольевич Жабинский, обративший внимание на важный труд Соллертинского о музыкальной эстетике романтизма.
Его соавтор, проректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Константин Владимирович Зенкин поведал участникам чтений об исполнительском мастерстве Марии Вениаминовны Юдиной на примере сонаты для фортепиано №17 Людвига ван Бетховена под названием "Буря" (op. 31 № 2), созданную композитором в условиях переживаний неразделённых чувств любви.
О музыкальной жизни в Невеле и усадьбах Невельского уезда (Отрадное, Чернецово и Усть-Долыссы) в конце 10-х - начале 20-х годов XX столетия и в современном Невеле (концерты памяти М.В.Юдиной и конкурс юных пианистов имени М.В.Юдиной) рассказала директор музея истории Невеля заслуженный работник культуры России Людмила Мироновна Максимовская. В музее находится на хранении пианино фирмы "Оффенбахер и сыновья" (Offenbacher) из усадьбы Отрадное, его клавиатура помнит прикосновения рук Марии Вениаминовны Юдиной, оно было подарено правнучкой поэта и соученика А.С.Пушкина барона Антона Антоновича Дельвига.
Биографии и служению псковского священника Павла Анатольевича Адельгейма
adelgeim, убитого ножом в сердце в своём доме вечером 5 августа 2013 года посвятила своё сообщение магистр богословия, сотрудник кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института Ольга Николаевна Черенкова. Ею были продемонстрированы фрагменты фильма памяти священника "Взрастут хлеба так солнечно и щедро", подготовленного Преображенским содружеством малых православных братств, чьим членом был отец Павел, также отец Павел являлся преподавателем Свято-Филаретовского института и членом совета его попечителей.
О перипетиях театральной постановки посвящённой памяти Марка Шагала рассказал учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №50 Петроградского района Санкт-Петербурга Анатолий Викторович Марченков, им было рассказано о помощи сельской школе оказанной со стороны главы ЗАО «Невельское швейное объединение».
О новых страницах истории Невельского Спасо - Преображенского мужского заштатного монастыря и его архитектуре участникам чтений поведал московский историк-архивист, краевед, сотрудник Российского государственного архива древних актов Николай Петрович Меньшов. Стоит отметить тот момент, что и в настоящее время историком-архивистом и краеведом проводится работа по выявлению документальных материалов по истории этой достопримечательности Невельского края, в частности им обнаружено описание церковных ценностей монастыря, относящееся к 1902 году и занимающее почти 85 листов. Таким образом историку - архивисту и краеведу будет необходимо задуматься о сведении всех имеющихся в его распоряжении документальных материалов по истории Невельского Спасо - Преображенского монастыря воедино и дальнейшей их публикации.
После завершения работы чтений я отправился в турне по городу для обозрения его достопримечательностей, связанных с периодом Великой Отечественной войны, а после возвращения в музей истории Невеля познакомился там с прибывшим из Польши диалектологом Мирославом Янковяком с которым ещё немало встречался впоследствии, прежде всего на Кургане дружбы на границе Российской федерации, Латвийской республики и республики Беларусь. После пребывания в Невеле я переместился в Плисскую волость Невельского района для обозрения достопамятностей Свято-Духовского храма погоста Плиссы.