Jun 15, 2013 23:20
Главной причиной составления описания Могилёвской епархии в 1832 году является политика правительства по возвращению униатов в Православие. Однако была ещё одна немаловажная причина, связанная с проведением церковно-строительных преобразований. Если ранее, заказчиком строительства церкви и инициатором создания прихода был народ в лице ктитора - помещика, то теперь заказчиком стал монарх и аппарат его правительства от министров в столице до чиновников-исполнителей на местах. Таким образом, преобразование в области церковного храмоздательства оказалось не менее значимым общегосударственным делом, нежели регулярное переустройство городов империи, строительство транспортных коммуникаций и крепостей-форпостов на рубежах государства. Однако, к сожалению, эти преобразования привели к сокращению количества сакральных объектов и росту числа профанных, сделанных по шаблонам, вмешательство в горнее, обусловило превращение православного храма - дома Божия в рядовое казённое учреждение, артефактом и продуктом широкого потребления, имеющимся в шаговой доступности и приносящим практическую пользу. Благочестивое отношение богобоязненных помещиков к храму-святыне, иеротопосу за счёт того, что заказчиком стало государство, сменялось десакрализацией сознания. Изменения в отношении к культурному наследию опосредованно привели к триумфу модернизма, свержению монархии и формированию новых, ранее не существовавших на политической карте Европы национально-территориальных образований, отчасти связанных с губерниями Северо-Западного края Российской империи, а именно - Белоруссии, Литвы и Латвии.
Произошёл коренной перелом в настроениях народа, свидетельством тому изучаемая ныне мною церковная летопись Покровской, что в погосте Михалово Люцинского уезда церкви. Этот источник составлен двумя священниками - отцом Илиёй Феодосиевичем Борисовичем и его сыном Владимиром, заступившим на его место после того как отец Илия ослеп прослужив у престола на протяжении 55 лет. Если в церковной летописи из-под пера протоиерея Илии Борисовича отмечались самые разнообразные события, связанные как с приходом (архиерейские визитации, в ходе которых прихожанам, подходившим ко Кресту раздавались «крестики», в 1893 роздано 400 штук при общем числе молившихся «до 500 чел.», в 1895 году их «роздано до 700 шт.») -благочинием (50-летие священнического служения отца Илии Борисовича, когда ему были преподнесены от благочинного округа, крестьян и епархиального миссионера, соответственно: «серебренный вызолоченный образ Св.Пророка Илии в киоте, сделанный по заказу в Москве; золотой крест, приобретённый в лучшем из петербургских магазинов… трость из красного дерева, изящно отделанная серебром с резьбой и позолотой, сделанную по заказу в Москве») и епархией (визит Псковского и Порховского епископа), а также с Российской императорской фамилией (смерть Александра III и коронация Николая II, крушение царского поезда, рождение цесаревны Марии) и астрономическими и погодными явлениями (так, например, в записи за 1891 год читаем «Весна довольно тёплая. Лето сухое. С 14 по 21 августа шёл дождь и много помешал посевам ржи и окончательной уборке сена, а также и хлеба. Осень довольно сырая и холодная. 16 ноября мороз, речка Утрея замёрзла», а за следующий, 1892 год встречается запись о лунном затмении: «29 апреля было видно частное затмение Луны. 10 июня в полдвенадцатого ночи на южной стороне неба виден был на небе шар светло-красного цвета, а в час ночи скрылся, удаляясь на запад»), то уже из-под пера его преемника, исходили совсем иные, подчас грустные сведения. Началась Русско-японская война и народ начал проявлять недовольство, стало видно что произошли метаморфозы, и прежде всего духовные: «характерной особенностью в отношениях прихожан к пастырю, прежде доверчивых, явилась подозрительность… пастырь в глазах многих является одним из тех недобросовестных чиновников, которые, пользуясь темнотой народа, эксплуатировали этот последний» (январь 1906), «Забота о материальном благосостоянии начинает брать перевес над заботой о душе: в храме большую часть присутствующих составляют женщины, разговор религиозный стал уступать место разговору на темы злобы дня» (март 1906). Если при протоиерее Илие во время престольного праздника прихода проводились гуляния без каких-либо эксцессов, то теперь мы видим, что «не в меру подгулявшие парни завели между собой драку, в результате которой один из задравшихся едва не был убит. Скверная привычка употреблять при драке железные гири, имевшая в этот день место, фабричного происхождения - один из задравшихся оказался только что пришедшим из города Петербурга» (июнь 1907), всё это было связано с ростом уровня алкоголизма в Михаловской волости Люцинского уезда, так, в записи за февраль того же года читаем: «Заметна была особенная наклонность крестьян к изготовлению домашнего пива. На почве усиленного употребления его неожиданно разыгрываются шумные скандалы - само по себе безвредное, сдобренное в сильной степени хмелем домашнее пиво мало чем разнится от водки», а «на убеждение возможно меньше употреблять их в большинстве случаев получаешь ответы: «так живали наши деды и прадеды и нам не к лицу изменять их привычкам»» (октябрь 1907). И вот что интересно, если при отце в день «священного коронования и миропомазания на царство» Николая II «Михаловское волостное правление в память этого события приобрело Икону Св. и Чудотворца Николая в киоте и серебряно-позолоченной ризе и постановило мирским приговором поставить Икону эту в зале Присутствия и ежегодно служить молебен Св.Николаю при сборе хозяев всей волости о здравии и долгоденствии Госуд. Импер.» на молебен собирался народ, то уже при сыне этот народ был почему-то преимущественно католическим: «на молебне были почти исключительно католики, выслушавшие внимательно молебен» (май 1907) и далее: «не мог остановить своего внимания на почтительности отношения местного латышского населения к православному священнику - охотно уступается дорога, католики-латыши почти всегда при встрече обнажают головы» (февраль 1908), однако в летописи читаем: «в Спас-Ефр. Монастыре епископом Полоцким и Витебским Преосвященным Серафимом произнесена речь, в которой Владыко дал оценку католического мира… Владыко для ограждения православных от увлечений католицизмом предписал, на основании слова Божия, священникам на всех, посещающих костёлы, произносить анафему, то есть предавать во власть сатаны» (май 1908).
И летопись обрывается на записи, относящейся к марту 1909 года - «Исповедь прихожане отбывают…». Не в этом ли «отбывают» кроется причина коренных потрясений произошедших в нашем Отечестве в первой половине минувшего века ? Строились церкви, перестраивались костёлы - дело было благим, но свершились революции. Как говорил приснопамятный мудрец из народа "хотели как лучше, а получилось как всегда"
Общество,
Заметки,
Нравственность,
Штудии