С началом Отечественной войны 1812 г. Себеж стал штаб-квартирой корпуса графа Витгенштейна и ожидал возможного нападения со стороны занятого французами Полоцка. Опасность была реальной, и Витгенштейн, как в своё время Пётр I, ставит перед корпусом задачу защитить город со стороны всех главных дорог Полоцкой, Дриссенской, Люцинской и Опочецкой. Для этого простое возобновление петровских укреплений на Петровой горе и на возвышенности у озера Вороно было недостаточным, поэтому было спроектировано новое укрепление на возвышенности к югу от города, перекрывавшее перешеек и состоявшее из системы валов и рвов (за кладбищем). Главные работы развернулись на перешейке к западу от полуострова. Здесь возводится главная внутренняя линия укреплений - ретраншементы, - получившая местное название "Батареи" (ул. Красноармейская). Это П-образное в плане сооружение, неправильной формы, с выступающими угловыми бастионами, основной фас которого протянулся вдоль нынешней Красноармейской улицы. Оно использовало естественный рельеф местности, подправленный насыпями и окопами. В настоящее время укрепление снивелировано и на топографическом плане читается с трудом, хотя в памяти себежан оно живёт: улица Красноармейская (б. Кавалерийская) называется не иначе как "Батарея". Все улицы в этой части города впоследствии получили воинские названия: Сапёрная (К. Маркса), Егерская (Пионерская), Уланская (Р. Люксембург). Даже Люцинский тракт (Ленинская) получил название Солдатской Зелёной или Зелёно-Слободской. -
цитата из компиляции архитектора Игоря Лагунина, о котором я писал пять лет назад в связи с каналом купца Новинского в Себежском уезде, связующим реку Западная Двина с Себежским озером.
и
- дословная цитата из
статьи к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Одного из центральных событий уходящего года. Если у нас так работают люди, призванные заниматься патриотическим воспитанием молодёжи, а автор её учитель истории в школе и по совместительству сотрудник музея, то я уж не знаю что и сказать. Никакого творчества, никакого желания поработать с источниками и их публикациями...