"Им не нужно уже ничего - веры, крови или цветов"

Apr 15, 2010 16:00

Ни одной осечки. Ни разу. На любую обаятельную, живую, непоследовательную, сбивчивую историю найдется свой шершавый бетон художественной биографии. Чаще всего в нелепых розочках.
Удивительно, как метко льется расплавленный свинец человеческих ожиданий в подготовленную форму общественного мнения.
И им, тем кого уже давно нет, всё равно. Наверно. Отчего же меня так каждый раз цепляет?
Вот и теперь, извините, за неровный почерк.
Хусепе Рибера. Святая Инесса.

Тиражируемая художественная "правда", богато представленная в том числе и в поиске Яндекс-Гугол, вкратце выглядит так :
Для картины художнику позировала его дочь Мари-Роза.
На полотне изображена юная христианка,Святая Инесса, которая, согласно легенде,отказалась выходить замуж за сына римского префекта и была отправлена, обнаженной, в бордель, но ангел господень облек её в белые одежды, а чудесно отросшие волосы окончательно прикрыли наготу.
Святая всё таки была казнена, но погибла невинной.
Судьба же дочери художника, "наоборот, полна горькой иронии".
Удивительная красота девушки,изображенной на картине, поразила в самое сердце принца Хуана Австрийского и он, оказавшись по делам в Неаполе, где проживал художник с семьей, не преминул воспользоваться случаем и , под предлогом написания собственного портрета, втерся в доверие к Рибере, для того, чтобы соблазнить его дочь.
Мари-Роза не устояла и была похищена коварным растлителем.
Рибера не выдержал бесчестья, сердце его было разбито, он всё бросил, пропал, бежал, потом немножко нашелся, но картины не писал и вообще - умер. Вот разве, что нарисовал дрожащей рукой "Кающуюся Марию Магдалину", с той самой блудной дочери, вернувшейся таки под отчий кров, для того, чтобы родить незаконнорожденную внучку художника, которую в шесть лет спихнут в монастырь. И она там, кстати, тоже умрет!
В общем все плохо, все умерли, а те кто нет - рыдают навзрыд и видят целый спектр моральных аспектов, гордыню и раскаянье, а так же целую стопку одухотворенно интеллектуальных дамских повествований под названием, к примеру, "Принц и Роза". Ах да, ещё одна тиражируемая подробность - великий Веласкес по -своему отомстил за своего собрата, написав портрет придворного шута по прозвищу Хуан Австрийский. С виду портрет как портрет, но для тех кто понимает - глубокая политическая сатира и пощечина за поруганную невинность. Потому что на переднем плане - шут, а на заднем морское сражение. Всё очевидно!
Ну вот, самая сложная часть позади. Пересказ окончен.

Теперь к делу.

Во-первых, с самим названием картины уже которое столетие происходит не то, чтобы лёгкое недоразумение, но , скажем так, небольшое умолчание.
И состоит оно вовсе не в том, что принято опускать вторую часть, ту , где " и ангел накрывающий её покрывалом". В конце концов ангел и покрывало на полотне имеются, их, в общем-то, всем и так видно, упоминай о них или не упоминай. А вот святой Инессы...
Нет, она там безусловно есть. Только она не совсем Инесса. А для кого-то и совсем не Инесса.
Ines это испанская форма древнегреческого имени Αγνη , в русском языке оно существует как Агния или Агнесса, на английском,немецком, французском и итальянском языке - Agnes или Agnese. В принципе, это даже не неточность, а такое вполне лигитимное решение, скажем так, переводчика. По тем временам "биографии" святых были настолько общеизвестны, что соотнести отданную на поругание Инесс с Агнией Римской не составляло никакого труда.
В наше время это крохотное уточнение не помешало бы.
Почему? Потому что мы всё-таки говорим о картине и художнике,тождество Инес- Агнесса помогает, как раз, лучше понять творчество и личность Хусепе Риберы.

Начиная с мозаик 6 века святую Агнессу (St.Agnes) изображают как молодую девушку с длинными волосами, чаще всего с ягненком (агнцем) в руках. Возможны варианты - молодая длинноволосая девушка с мечом у горла, молодая длиинноволосая девушка увенчанная короной, молодая длинноволосая девушка с короной и свитком, а так же молодая длинноволосая девушка с ягненком и пальмовой ветвью. Андреа дель Сарто, Боргоньоне, Джотто, Эль Греко, Тинторетто вот только некоторые художники, рисовавшие сюжеты о или с Святой Агнессой. Все изображения, по -своему, прекрасны, но святая Риберы - единственная. Такой Агнессы- девочки не было до него и очень долго никто не рисовал её так после.Надо видеть эту картину в длинной череде лиц и ликов святой ,надо видеть трогательного подростка среди юных женщин. Для того, чтобы лучше понимать, что сделал художник, нарисовав святую именно так, надо сравнивать
А ещё интересно смотреть на картину "последнего прерафаэлита" Фрэнка Кэдогана Каупера " Святая Агнесса", зная о том, что за четверть века до неё была "Святая Инесса". Интересно при этом помнить, что прерафаэлиты были против викторианских условностей, академических традиц и слепого подражания классическим образцам.
Интересно, но видимо, не настолько, как "трагедия" "принца и розы".
К ней мы ещё обратимся. Сейчас же снова о гении и святой.

В "художественных описаниях" к картине есть с десяток версий "историй" о Святой Инессе. Разнообразных.
Самая сумбурная,нелепая и оттого, наверное, наиболее часто цитируемая принадлежит перу авторов, сторчащих под псевдонимом Ионина Н.А. книги под общим названием "Сто великих ( введите любое имя существительное)". Я вообще не понимаю, как это можно брать в руки, а уж ссылаться...Ну да ладно, есть много извращений на свете неподвластных моему чувству юмора.
А ведь для того, чтобы не вляпываться в творчество душевнобольных, достаточно снова вспомнить, что Инес=Агнесса. И всё встанет на свои места.
Потому что у Агнессы, как и у всех христианских мучениц есть не некая "старинная легенда" , а вполне себе каноническое житиё. И оно присутствует, среди 180 житий католических святых, на страницах "Золотой легенде" Якова Ворагинского, одной из самых популярных книг средневековья, служившей основным источником сведений о жизни великомучеников вплоть до 16 века. "Золотой легенде" обязаны своим рождением столько шедевров европейской литературы и живописи, что , в общем-то, никто и не считает нужным их все перечислять. Так, упоминают наиболее значимые. Среди них, к примеру, фрески Джотто в капелле Скровиньи. Именно "Золотой легендой" , в первую очередь, до сих пор пользуются искусствоведы, чтобы идентифицировать святых на картинах, иконах и фресках.
Можно с уверенностью предположить, что Рибера читал житие Святой Агнессы, изложенное Иаковом Генуэзцем. Можно самим прочесть его и узнать, что Святой Агнессе было 13 лет, что сын римского префекта и сам префект в истории, безусловно, присутствуют, но подвергнуть бесчестью и казнить знатную римлянку только за то, что она за кого-то там отказалась выйти замуж было не так-то просто. А вот за христианскую веру - и к палачу не ходи. Родители прекрасной святой, к слову сказать, тоже были христианами. Поэтому, единственный кто мог принудить девушку к этому браку, её отец,был на её стороне. И, в общем-то, если бы не юношеская прямота Агнессы, возможно, ничего бы и не было. Но, поскольку история происходила в январе 304 года, в последний год правления императора Гая Аврелия Диоклетиана,дошедшего в своих безуспешных попытках поддержания язычества, как общегосударственной религиозной системы, до гонений на христиан, то выпалив навязчивому влюбленному "Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я буду верна до самой смерти... Тот, с кем я обручена - Христос, которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд" девушка развязала руки неудачливому жениху и его папаше. Но, опять таки, вынудить её выйти замуж никто не мог, поэтому ей предложили на выбор или храни свою девственность хоть тридцать лет, но посвяти её богине Весте, то есть стань весталкой, либо добро пожаловать в лупанарий. И тут Агнесса сама делает свой выбор " Если бы ты знал, кто мой Жених - говорит она префекту - ты бы знал, что мне ничто не угрожает. Я знаю силу его и я знаю, что Ангелы его будут хранить тело моё". Вот тут-то стражникам и велено было сорвать с неё одежду и перепроводить в бордель. И именно в этот момент её волосы чудесным образом отрасли и прикрыли её наготу. А вот Ангел с белыми одеждами встретил её уже в доме терпимости.
Дальше в этой истории есть и пораженные слепотой, и уверовавшие, умерший и воскресший неудачливый жених, огонь, который не тронул деву и последние её слова обращенные к палачу " "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам".

Теперь о картинах Хусепе де Рибера. Их сюжеты - мученичества и казни святых, покаяния и экстазы, небесные видения, античная история, события Ветхого и Нового Заветов, их герои - святые, боги, нищие, калеки, философы и аскеты. И чтобы ни рисовал Рибера он стремится к достоверности, глубокому драматизму, ярким выпуклым эмоциям, отрицая всяческую сентиментальность и позу, столь свойственную итальянским мастерам его времени. Раз за разом возвращаясь к теме человеческих страданий ( "Апполон и Марсий", "Иксион" , "Мученичества Св. Филиппа/Варфоломея" ) Рибера рисует их настолько реалистично, в том числе и благодаря тому, что долгие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая за тем, как люди ведут себя под пытками. Но и менее драматичные сюжеты у Риберы столь же жизненны - его Силен это опухший пьяница, Мария Египетская, женщина , которую не отпускает прошлое, для античных философов ему позируют рыбаки, попрошайки, нищие, на картине "Исаак, благословляющий Иакова" кроме слепца Исаака, готового в любой момент отдернуть руку Иакова есть ещё и полная той самой страшной материнской животной любви Ревекка. Кого бы не изображал Рибера, он в первую очередь рисует живого реального человека и его переживания.
Такова и его Инесса. Раннехристианская мученица и подросток, готовый погибнуть за свою веру, убеждения, идеалы. Тут есть и щенячья юношеская угловатость, и весенняя нежная хрупкость, девичья грация и невинное детское целомудрие, слезинки, дрожащие на ресницах и глубокая одухотворенность и внутренняя сила. Понимаете, подростковый бунт против условностей и традиций это не всегда пустая прихоть и гормоны, иногда, это бывает и так. На протяжении веков некоторые вещи не меняются - " в прошлом, будущем и настоящем" - страданья, зло, страсти и пороки, невинность и разврат, вера и мудрость. Есть ли смысл перечислять?

К сожалению, рассказать о той, кто послужил моделью художнику, практически нечего. Да, позировала Рибере одна из его пяти дочерей, но была ли это Мари-Роза и её ли соблазнил "девятнадцатилетний хлыщ Хуан Австрийский"- неизвестно. В "Истории живописи..."Бенуа, источнике более чем достойном, говорится о том, что бежала с Доном "талантливая Анна-Луиза".

Пара ремарок о "хлыще".
Во-первых, с его именем, во всех этих глубоко художественных историях, происходит тоже лёгкое недоразуменьице . Звали его Хуан Хосе Австрийский или Хуан Австрийский Младший. Почему это так важно? Потому что был ещё и старший. Тоже незаконнорожденный принц, вошедший в историю как военачальник, флотоводец и политик, родившийся ровно за сто лет до рассматриваемых нами событий. Во-вторых хлыщ-то он хлыщ, но , опять таки, не этим он "матери-истории" ценен. На его счету множесто не любовных, а военных побед , несколько вполне успешных дворцовых интриг, народная любовь и репутация покровителя ученых, художников и литераторов. Ему посвящен второй том " Критикона", произведения одного из крупнейших писателей и философов эпохи барокко Бальтасара Грасиана , написанного, кстати, в 1653 году.
А эта-то дата тут с какой стати? А с той, что пора бы как раз обратиться к датам.

Итак, картина "Святая Инесса" датируется 1641 годом.
Картина " Кающаяся Мария Магдалина" датируется 1641 годом ( иногда 1645)
Анна-Луиза де Рибера родилась в 1631 году
Хуан Хосе Австрийский прибывает в Неаполь для подавления восстания Мазаньелло в 1647 году.
Портрет Дона Хуана Хосе Австрийского кисти Хосе Риберы датируется 1648 годом.
Дона Маргарита Австрийская, дочь Хуана Хосе и Анны Луизы родилась в 1650 году
Умер Рибера 2 сентября 1652 года
За период с 1648 года по 1652 им были написаны - "Мистическое обручение св. Екатерины" - 1648, "Поклонение пастухов" - 1650, "Причащение апостолов ", "Св. Павел Пустынник", "Св. Мария Египетская"- 1651, "Св. Иероним" - 1652.

И , вот ещё, эта дата мне тоже очень нравится - картина Диего Веласкеса "Придворный шут Хуан Австрийский" датируется, самое позднее 1635 годом.
Хуану Хосе шесть лет, Анне - Луизе - четыре годика, "Святая Инесса" ещё не написана, Рибера ещё ни о чем не подозревает, а Веласкес уже бичует и обличает, а "современники видят скрытый смысл". То есть ещё в 1635 все всё знали, Рибера начал догадываться где-то в 41 - 45 ом, когда приступил к "Кающейся ММ", ну а "Принцу и Розе" в 48 просто, по-моему, ничего другого не оставалось, как наконец-то пойти по предначертанному пути. Ну, если все уже всё знали. Вот, вот где она истинная трагическая история с роком и всемми делами! Их, может, тошнило друг от друга, но Великий Веласкес! Но современники! Но Рибера! А госпожа искусствовед Наталья Синельникова, что кушать будет, в конце концов? "Дело было вечером, делать было нечего..."

Ну, и к чему я это всё рассказываю-перессказываю ? " Савва Игнатьич, тебе-то это зачем?"
А не знаю. Надо и всё. Надоели итаксойдёты. Привет господам Иониным, Синельниковым и иже с ними. "Поздравляю , Шарик, ты - болван".
Как-то так. А вы как думаете?
Previous post Next post
Up