Какой была дореволюционная России? На протяжении многих прошедших десятилетий о ней искусственно формировались самые мрачные представления. Сегодня издается множество книг и воспоминаний переворачивающих эти представления. Но, оказывается, Российскую Империю можно увидеть … в цвете.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) - русский ученый - химик, изобретатель, документалист и фотохудожник - принадлежит к числу пионеров цветной фотографии, кинематографии и полиграфии. В результате своих оригинальных исследований Прокудин-Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов.
Click to view
Click to view
В начале 1900-x С.М.Прокудин-Горский сконструировал фотоаппарат позволяющий получать цветные изображения и задумал провести фотообзор Российской Империи.
Его план поддержал царь Николай II и в период между 1909 и 1915 годами он провел обзор 11 регионов: путешествовал по Средней Азии, Уралу и Сибири, плыл вниз от верховьев Волги, побывал во многих северных городах.
Министерство путей сообщения предоставило для его экспедиций специально оборудованный вагон и пароход с командой для передвижения по водным путям. Прокудин-Горский имел необходимые документы, обеспечивающие содействие чиновников и открывающие доступ во все закрытые зоны, но в остальном проект финансировал он сам.
Интересно, что, несмотря на смелость и масштаб проекта, Прокудин-Горский считал своей конечной целью - ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций».
С началом войны путешествия пришлось прекратить, но вплоть до 1918 года Сергей Михайлович читал лекции с демонстрацией проекций. В марте в Николаевском зале Зимнего дворца состоялась последняя в России выставка Прокудина-Горского.
1918 году С. М. Прокудин-Горский уехал из России сначала в Норвегию и Англию, потом во Францию и окончательно обосновался в Париже. К тому времени, царь и его семья были расстреляны, а империя, которую Прокудин-Горский так тщательно запечатлел, была уничтожена. Большую часть коллекции - уникальные изображения России накануне революции, сделанные на стеклянных негативах и альбомы с черно-белыми фотографиями - удалось вывезти.
В 1948 году коллекция: 1902(3) негатива и 12 альбомов, была куплены у наследников С.М. Прокудина-Горского Библиотекой Конгресса США за $3500.
В 2000 году начались работы по полному воссозданию коллекции. Стеклянные пластинки-негативы были отсканированы и в результате применения нового процесса цифровой хроматографии были получены яркие цветные изображения, которые находятся в свободном доступе на сайте Библиотеки Конгресса США.
Документальный фильм “Россия в цвете” режиссер Владимир Мелетин (Россия,2010).
You can watch this video on www.livejournal.com
http://www.runivers.ru/new_htmlreader/?book=5613&chapter=84431http://sarkel.ru/istoriya/prokudin-gorskij_sergej_mihajlovich_svetlana_garanina Как же получались цветные изображения? Это был сложный процесс, основанный на законах цветоделения. С помощью аппарата фотограф в течение нескольких секунд делал три снимка одного и того же объекта через синий, зеленый и красный светофильтры. В итоге на стеклянной пластинке (длиной около 20 см, шириной около 7см.) получалось три черно-белых кадра, зафиксировавших определенное количество попадавшего на них света. Далее изготавливался черно-белый диапозитив, который помещался в проектор. В проекторе процесс имел обратный характер: каждый кадр через светофильтры давал поток определенного цвета, и после совмещения трех цветовых потоков получалось полноцветное изображение на экране.