Церковные песнопения дореволюционной России

Dec 11, 2011 16:58

Несколько лет назад мне попался альбом ( два CD ) “Духовный хор А.А.Архангельского”.
Архивные записи столетней давности ( 1902-1916 г.г. ), выполненные на несовершенной записывающей технике начала ХХ века. Создатели цифрового альбома  стремились сохранить оригинальное звучание.

image Click to view



В буклете к  альбому   говорилось, что в следующих сериях проекта “Церковные песнопения дореволюционные России”  планируется выпустить раритетные записи хора Храма Христа Спасителя, Московского Чудовского хора,  хоров под управлением  И.Юхова, И.Туроверова, А.Кастальского.
К сожалению, продолжения проекта  я так и не дождалась. А какая замечательная была задумка!

Александр Андреевич Архангельский родился 11 октября 1846г. в селе Старое Тезиково Наровчатовского уезда Пензенской губернии  в семье священник. Священнический  род Архангельских известен  с восемнадцатого века. Начало его  происходит из села Старое Тезиково. Дед по линии матери Федор Федорович Каргалейский   служил  священником  в Покровском храме г. Наровчата,    дядя Василий Иванович  Архангельский  - там же дьяконом.

Александру было  семь лет, когда умер его отец. В десять лет Саша поступает в Краснослободское духовное училище. Как сирота и сын священника он был принят на казенный счет. Его природные музыкальные способности: абсолютный музыкальный слух, прекрасным голос,  хорошая  память  были замечены, и мальчик был включен в число певчих училищного хора. В 1859 году во время пастырского визита в Краснослободск  его заметил епископ Пензенский Варлаам, большой любитель музыки. Александр был переведен в Пензенское духовное училище и зачислен солистом в архиерейский хор. В 16 лет Архангельский уже успешно заменял заболевшего регента.

Чтобы восполнить недостаток знаний он занимается самообразованием, берет уроки  по теории музыки, композиции, гармонии; учиться играть на скрипке.
Окончив Пензенскую семинарию, Архангельский работает регентом архиерейского хора и учителем пения в семинарии. 1870 году  Архангельский уезжает в Петербург,  он считает необходимым получить высшее образование. Без аттестата зрелости (семинария его не выдавала) поступить в высшее учебное заведение было почти невозможно, однако семинаристов  из-за хорошего знания  латыни охотно брали в Военно - медицинскую академию. Так Архангельский становиться вольнослушателем на хирургическом отделении. Параллельно он готовиться к экзаменам на аттестат и занимается музыкой. В течение десяти лет   с 1871 года Архангельский берет уроки фортепиано у профессора Петербургской консерватории Д.Д. Климова, шесть лет занимается сольным пением с  Г. Занетти.
Весной  1871 г. Архангельский решает покинуть академию, а  осенью поступает на химический факультет Технологического института, который оставляет через полтора года. Он окончательно решает посветить себя музыке. 25 ноября 1872 г. Архангельский подает директору придворной певческой  Капеллы Н.И. Бахметеву прошение о сдаче экзамена на звание регента экстерном. 20 декабря, успешно сдав экзамен,  он получает аттестат повышенного разряда. Это дает ему возможность обучения певчих простому церковному пению, исполнения произведений духовных композиторов.
Архангельский создал один из самых известных хоров России. Его хор просуществовал  около пятидесяти лет с 1880 по 1935гг. пережив своего создателя. Вначале  это был небольшой профессиональный церковный хор, состоящий из 20 человек (6 мальчиков, 6 женщин и 8 мужчин). Он пел в Почтамтской церкви и скоро обратил на себя внимание любителей церковного пения, а затем и критиков. Архангельскому хотелось создать совершенный инструмент, способный справляться с произведениями любой сложности и исполнять их на сцене. В течение нескольких лет число певцов  выросло до шестидесяти.  Росло мастерство хористов, пополнялся репертуар.  Хор начал выступать с концертами (первый концерт состоялся 24 февраля 1883г.). Параллельно с  концертной деятельностью хор  вплоть до 1918 года продолжал служить на клиросе. Певчие разбивались на группы по 14-20 человек и пели в главных храмах Петербурга.  В 1887 г. Архангельский впервые в истории русского хорового искусства полностью заменил голоса мальчиков  женскими, желая добиться более осмысленного исполнения.
К  концу 80х-началу 90х годов хор Архангельского занял уникальное место в музыкальной жизни столицы.
Это был единственный на тот момент коллектив, в репертуар которого входили не только произведения Бортнянского,  Березовского, Пашкевича, Давыдова, Фомина, Титова, но и сочинения западноевропейских  мастеров: Лотти, Лассо, Монтеверди, Палестрины, Перголези, Баха, Генделя.
К началу ХХ в. хор стал широко известен не только в обеих столицах, но и за рубежом. Архангельский сотрудничает с ведущими композиторами и исполнителями России, а пресса отзывается  о выступлениях хора только в превосходных степенях

А.А.Архангельский, дореволюционная Россия, духовная музыка, хор

Previous post Next post
Up