Шестая рецензия

Jan 25, 2023 03:21


Если рассматривать тексты Карла, можно заметить, как он каждую новую книгу начинает с описания своей первой встречи с Яном Матусевичем; только каждый раз всё более и более под косым градусом - сначала он ждёт автобуса на Грейсаунд, а потом сразу по прибытии автобуса - письма с Аппалачей. Можно было бы сказать, что первое письмо от Я. М. ещё не письмо, но по мере того, как страницы заполняются фразами о Поле, письмо как бы вырастает из диалога между ними обоими. Это уже не диалог Я и М, которого просто нет на них, это как будто монолог человека, со второй встречи узнавшего Яна. Мотузный понимает, откуда у Я - этот ужас во взгляде, и пытается переделать мир, который не меняется уже лет сто, «с помощью хитрости и сталкинга в сновидениях». И хотя в конце, перед тем как написать знаменитую фразу, он узнает, кто такой этот сталкер, понять - кто на самом деле Матрёна - становится уже невозможно. Но Карлито хорошо знает, чего можно ожидать от сталкеров, поэтому ждёт письма именно из Алабамы. Таинственное послание обрывается в том месте, где оно начинается - там, видимо, должна была быть подпись «с уважением», или - что ещё более вероятно, «найди вомбата». Почему в письме нет подписи, становится ясно при виде надписи «All Lay Had A Cause». Ознакамливаться с творчеством Егора Летова Карлито начал задолго до того дня, когда ему стало нечего делать. Он понял, что его цель оправдывает средства и за вознаграждение можно попытаться расшифровать текст Янки в заброшенной библиотеке, или снести бомбу в квартиру криминального авторитета, для которого ее соорудил Гайдук.

Дон Хренаро учил Карлито слушать шорохи - именно так случилось и на этот раз. Перелистывая странички своей книги, Карлито понял, что повесть писателя Гречанинова «Ариэль» - прямой, хотя и не совсем понятный ему перевод выражения «арий» (Alien) - как раз посвящена этой теме. Вот, например, отрывок из вступления:«“Я знаю, кто я“. Я знаю кто ты, и даже ты знаешь, ктó я, - по обрывкам твоих смыслов, по оттенкам наших голосов. Понять истории Дона Хренаро - понять смысл истории…» Тут в комнате что-то шелохнулось. Карлито открыл глаза. В щели под дверью пробивался свет. На пороге стоял Оторопевший. Посмотрев на него, до́н Хренаро продолжил чтение. «- Дон, я знаю этот мир, поверь мне. Его населяют призраки и голоса. И я единственный, кому они открывают свое лицо. Слушай… Ты знаешь о нашем предгробном существовании? Нет? Ты считаешь, это шутка? А ведь у нас, в конце концов, одна судьба - самореализоваться. Когда каждый из нас покинет свой тесный мирок и перестанет существовать в нем, мы сольемся друг с другом, как соль и сахар. Они сольются и растворятся друг в друге, а потом… А потом они растворят друг друга.

Знаешь, на что похожа вечность? Это серый рассвет между двумя невыносимо громкими ударами гонга. Это всполохи далеких молний в ночном небе, когда очень хочется спать. Это свечи, озаряющие степную тьму. Какими же мы были, дон Хренаро? Мы почти ничего не помним… Но мы должны помнить. Мы ведь и на самом деле не знаем, кто мы такие, потому что знать это нельзя. Запрещено, понимаешь?

Но Однажды Оторопевший собрал нас и сказал: «У нас есть три дня, чтобы измениться. Если нам не удастся этого сделать, вся наша жизнь будет проходить напрасно. Приступим же». И вот мы меняемся, друг мой… Меняемся здесь и сейчас. Скоро у нас не будет еды и питья. Поэтому готовьтесь, братья. Чем быстрее мы добьемся своего, тем лучше».

«Оцепеневший собрал всех и открыл нам пятую цыганскую тайну. На самом же деле никакого секрета не было. Все было как обычно - поклоны, круговые движения руками и бормотание молитв. И всё бы хорошо, но внезапно стали сгущаться тучи. Где-то далеко прокатился гром. Ветер разогнал пыль по степи. Петька в первый момент даже испугался, потом у него в груди зашевелился страх, и он тихо сказал мне: ’’Дон Хренаро, они пришли за нами. За мной и Василием Ивановичем. Сейчас будет самый страшный бой…“» (Из «Записок гаучо»).

прохныч, луноход-3

Previous post Next post
Up