Dec 31, 2009 09:42
Сейчас в Хабаровске почти 6 утра, когда допишу будет уже и семь, наверное, а значит это последний день года, уходящий и надо сделать всё то, что ещё можно сделать. А так как я целый год активнее всего - думала, значит надо дописать недописанное.
Много мыслей о жизни, смерти, рождении и уходе, много азных записей хотелось, но времени не было. И думаешь, что такая неспешность это даже и хорошо. потому что выводы сформулировались и можно сказать самое ценное.
Меня перестала пугать смерть как таковая, потому что я приняла и осознала её естественность.
Но если с естественностью смерти я разобралась, то обнаужила насколько я беспомощна перед ней. Не в глобальном уровне, что смерть не отвратима, а на уровне: «что я буду делать, если кто-то из моих родных умрёт». Ведь последнии почести своим родителям должны отдавать дети. Если нет детей, то братья и сёстры и далее по важности этого человека в жизни его близких. Я очень этого страшилась, мама меня успокоила, что она собирается жить до 92 и ещё успеет мне надоесть. Но так как я не уверенна в себе самой, как я могу быть уверенна в остальном. я понимаю, что готовые сценарии не срабатывают, что в жизни всё происхдит иначе. Но хотя бы элементарно представлять процесс и знать что делать, если я буду той единственной, кто будет нести ответственность.
И здесь рождается новый стресс. Потому что, к сожаению, постсоветская Россия страшное в этом деле место. Скорее даже не так. Страшит атеистическое отношение к смерти. То, что твоего родного чеовека отвезут в морг и ты вынужден довериться чужому человеку в том, что будет там происходить и для него этот чеовек будет просто телом и просто работой, хотя я допускаю, что на такой работе работает человек с особым складом характера и он понимает, как его работа важна, но я не могу быть уверена в этом. Потому что история о том, как моей бабушке позвонии сразу три ритуальных конторы подряд, желая заработать, сидит в моей памяти ужасным якорем. Человек ещё не успел понять происходящее, как на него насидают с предложением наилучшего набора услуг, и кажеться, что это мир действительно чокнулся. Вот тут и начинаешь осозновать важность ритуалов. Важность для себя в первую очередь, а не для того, чтобы окружающие стали думать о тебе лучше или хуже, чтобы приняли тебе как своего и прочее. Через соблюдение ритуала облегчается принятие и осознание. Хорошо, если это какой-то личный ритуал, полностью простроенный на собственном опыте. И тут сразу встаёт вопрос о религии. Я долгое время отрицала её нужность в современном мире, подчёркивая важность тоько веры, без всей сопутствующей "атрибутики", потому что вера с условиями меня пугала, а пугала, как я могу признаться своей ответственностью и неудобствами для жизни повседневной. И поэтому выгоднее и легче сказать, что верить я то верю, но соблюдать ритуалы не хочу и смысла в них не вижу (Маришк, не подумай, что это в пику тебе, просто наш разговор коснулся того, что у меня давно в голове сидит и я часть этих мыслей тебе рассказала). И я не могу сказать, что это от и до плохая позиция, потому что если соблюдать ритуал без веры в него и себя, он действительно станет мишурой. То есть когда он идёт с позиции «потому что так надо» и «так все делают», то лучше, конечно, не делать, чем выполнять всё это муторно и через силу, это идёт от страха наказания, но именно наказания здесь и сейчас, будь то семья или знакомые или единоверцы, какая бы вера не была (например в то, что украинцы не любят русских). И нарушая рамки той или иной веры, ты сразу ставишь себя в роль оппонента и обращаешь на себя внимание пристальное и подвергаешься нападкам и гонениям (правда, кто-то так подтвержает для себя свою значимость, привет троллям). И соответственно, чтобы люди тебя воспринимали как своего, ты должен придерживаться их рамок.
Так вернёмся к религии и ритуалам. Рассматривая жизнь с этой точки зрения, понимаешь. насколько было легче, если бы я жила в каком-нибудь маленьком племени, где всё что связанно с жизнью и смертью - всё ествественно, что мир - это часть тебя, а ты часть мира. И насколько Западный человек ошибался неся дикарям свою просвящённость, потому что города, научный прогресс - помимо всего прочего, попытка отделить себя от природы и естетсвенного процесса жизни, стать независимым от него и иметь иллюзию выбора и защищённости. В итоге получая, что в самым больших городах юди более всего одиноки, а в маленьких все, как одна большая семья. И Западному человеку понадобиось изобрести WWW, чтобы почувствовать себя единым с миром (а некоторым посмотреть «Аватара», где единство с природой и планетой оснастили usb-кабелем, то есть именно такой метафорой, которая будет считываться сразу). А отсюда насколько был верен запрет Церкви на развитие науки, потому что вёл за собой кризис веры и боязнь смерти, как чего-то окончательного. Сейчас, правда этот виток, кажеться, заканчивается и Западный человек, доказывая наукой, то что было известно тысячелетиями, учиться снова верить. Это всё хорошо, но. Вопрос похорон в России для меня всё так же страшен. Как и многое другое. Например, боль и боязнь снова совершить ошибку и действовать необдуманно. Поэтому чем дальше, тем больше я вижу ценность Нового и Ветхого заветов для себя. И ценность православия, потому что я русская и мои предки были православными, и это часть во мне сильнее всего, значит оно для меня и верно. Оно проявлется в моих попытках любить людей, такими какие они есть, и к попыткам понимания, что не мне их судить, а так же попытках помогать тем, кто хочет и ищет моей помощи. Я очень негодую на себя, когда у меня не получается.
На самом деле, мне приятны все верующие люди, те, которые уважают себя и свою веру, не бояться трудностей соблюдать основы своей веры (потому как хорошо сказал мне кто-то, что Богу нет разницы, что мы едим, а что нет, а разница в том, насколько верна твоя вера и самодисциплина и понимание того, что ты делаешь), и соответсвенно уважают всех других людей, соблюдающих каноны своей веры. (мне по этому поводу очень интересны Иерусалим и Америка, как примеры толерантности). И сейчас мне уютно в любом святом для людей месте, потому что раньше меня туда не пускад страх, что меня примут за случайного скучающего прохожего, потому что я не знаю, как себя правиьно тут вести и то делать, чтобы приняли за свою и не выгнали. Смешная такая :)
И теперь, когда эти страхи смешные, что меня не поймут и не примут ушли, стало намного проще.
Теперь немного про Новый Год.
Это мой любимый праздник после Дня Рождения. Потому что с детства окутан волшебством. Дя меня это самое светлое время в году, время единения и возможность сказать близким юдям, как он тебе ценен и важен, без того, что бы он начал спрашивать тебя что случилось. Конечно, говорить о важности надо и без праздника и дарить подарки, когда хочется, а не только на праздники, это всё понятно, но Новый Год - это настроение повсюду и незнакомые совершенно люди вдруг улыбаются тебе и желают счастья. Потому что весь год люди трудились, чтобы жить и выживать, справялись с тудностями и те, кто дожили, могу теперь отдохнуть с таким размахом, какой они могут себе позволить. Меня состояние эйфории накрыло вчера вечером (а у меня уже 9 утра 31 декабря), в гипермаркете, когда мы покупали с мамой всё то, что хотели видеть у сеяб на столе, а вокруг бегали люди. И стоя в очереди на оплату меня отпустило: я всё успела и всё сделала. Подарки запакованы и подписаны, ежат под ёлкой, которая красавица. Летать хочется.
Я понимаю чувств отчаянья, когда запретили Рождество в Советах. потому что это самый светый праздник. И когда его вернули, но уже без главной состовляющей и перенесли к Нового Году, потому что рядом. И помню чувство удивленияв 13 лет, когда я узнала, что к приеру во Франции Новый Год не празднуют так, как у нас. Расширение сознания, как говорит мама.
Для меня этот праздник неприменно семейный и нужно находится в кругу близких тебе людей или быть мысленно с ними.
И поэтому для меня нет ничего ужасней, чем смерть близкого человека под Новый Год. И я каждый раз, когда этот праздник приближается с дикой болью думаю о тех семьях, которые кого-то потеряют. Но, анализируя, свой прошлый пост, я могу сказать, чем именно были вызваны эмоции по поводу смерти Британии Мерфи: тем, что она молода, тем, что неожиданная смерть всегда вызвает чувство шока и потеряности (вот тут образ с ребёнком), и сочувствием к матери, нашедшей свою дочь мёртвой. Потому что это самый ужасный ужас в моей картинке мира. Всё вместе. И по отношению к этому я настоько почувствоваа себя беспомощной, что мне хотелось разреветься и бежать к маме со словами: "Мама, ну почему всё так происходит". Но мама спала, а под руку попался бедный Илья, который ну ничего не понял, но всё верно говорил именно на те слова, которые я произнесла.
Шок от смерти бабушки и дедушки до сих пор не прошёл, но я уже простиа рдителям то, что они мне ничего не сказали, потому что волновались за меня.
Мне кажеться, что баба Лида и дедушка Владимир просто куда-то уехали, куда нельзя позвонить и написать письмо, но можно мысленно с ними говорить, и иногда мне кажеться, что они отвечают.
Очень жаль, что я стала узнавать их ближе, только когда сама выросла и могу понять, какой была их жизнь. Но, к сожалению, когда не могу спросить лично.
Но сейчас, в это время я особенно много думаю о них, потому что для меня это семейный праздник.
Счастья вам всем в наступающем году, берегите ваших родных.
смерть,
Россия,
религия,
папа,
рождество,
Мировой Шкаф,
мама,
ритуалы,
вера,
осознание,
принятие,
новый год,
жизнь,
принадлежность,
семья