Сериал
Mindhunter понравился и содержанием, и формой: всё по делу, без гирлянд отчаянного привлечения внимания или тянучки нарочного удлинения эфирного времени.
В ожидании второго сезона думаю над парой зацепивших меня в сериале мыслей. Одна из них о причинах преобладания серийных убийц мужского рода.
Американские и
российские источники сходятся в процентном соотношении: на 85% серийных убийц мужчин приходится 15% женщин.
Доктор медицинских наук Михаил Виноградов связывает эту пропорцию с тем, что агрессия изначально заложена в мужском организме, а в женском её нужно специально пробуждать. И, по словам Михаила Виноградова, повреждения глубинных структур мозга, наблюдаемые у серийных убийц, вызывают уже заложенное природой, то есть агрессию у мужчин (у женщин, видимо, что-то другое).
Мне это процентное соотношение напомнило об
исследовании вариабельности качеств у людей мужского и женского пола, проведённого математиком Теодором Хиллом. Результаты исследования показали значительно больший разброс значений качеств у мужчин и их скученность у женщин. Или, иными словами, если уж дураки или гении, то среди мужчин, а не женщин (аналогично и для других качеств).
Однако статистика, отслеживание объективных изменений в мозге и функция распределения качеств у людей разного пола не объясняют причины явлений. Сериал Mindhunter подсказал мне возможность посмотреть на мужской и женский род как на выражение больших принципов на физическом плане человека.
Этому взгляду способствовала крайность поведения, демонстрируемая представителями мужского принципа в отношении представителей женского принципа. Таким же образом работает гипербола в художественном тексте: намеренное преувеличение усиливает выразительность. Крайности выделяют, высвечивают идею, качество, привлекают внимание, помогают осмыслить выражаемый принцип.
Принципы ― это функции не следствий, но причин; это законы, проявляющие себя в процессах разного уровня.
Мужское тождественно принципу Духа, Солнца, Ян, Света, Неба, Положительному заряду.
Женское тождественно принципу Материи, Луны, Инь, Тьмы, Земли, Отрицательному заряду.
В творческой работе задействованы оба принципа. Женский принцип выступает как материал для выражения замысла или мужского принципа.
Как писатель использует материю языка, чтобы рассказать историю, как художник использует холст и краски, так серийный убийца фокусируется на доступном ему материале, использует человеческое тело, полностью подчиняя его своей воле. Серийный убийца работает с материалом физического тела. Эмоциональное и ментальное тела для него не различимы и не нужны для выражения его замысла, не говоря уже об индивидуальности человека, о его душе.
В случае с серийными убийцами словно происходит короткое замыкание на конкретном выражении мужского и женского принципа, на мужском и женском теле.