Практическую ценность для стремящихся и учеников представляет знание о том, что, когда пришёл Христос и явил Себя человечеству, Наука Призыва и Отклика вступила в новую фазу. Он дал учение, ставшее итогом всего, что было дано прежде, и отразившее новые аспекты будущего учения. Он открыл закрытую дотоле дверь на Путь Высшей Эволюции, так же как Будда явился олицетворением достижений Светлого Пути и обретения всего знания и мудрости. Христос, открыв эту «бóльшую дверь за меньшей дверью», закрепил - если я вправе так неадекватно выразиться - Волю Бога на Земле, особенно в отношении человеческого сознания. Всю Науку Призыва и Отклика Он поднял на ментальный план и сделал возможным новое отношение к божественности.
Алиса А. Бейли «Лучи и Посвящения», стр. 524 Trita.net \ Глоссарий \ Наука Призыва и Отклика Я сейчас читаю книгу Алисы А. Бейли «От интеллекта к интуиции», которую можно охарактеризовать как путеводитель по Науке Призыва и Отклика:
- что взять в дорогу;
- на что ориентироваться;
- как добраться...
Собственно, что же взять в дорогу?
Ум.
Вот на
этой иллюстрации видно: если личность не задействует ум в своём устремлении, то дальше базового лагеря на 14-ой высоте ей не подняться, и значит, вершина Сагарматха будет скрываться в облаках, оставаясь недосягаемой и непознанной до поры.
Так или иначе все мы знакомы с Наукой Призыва и Отклика: задаваясь вопросами о смысле жизни, обращаясь к Богу/Высшим силам в молитве. Относительно молитвы многое для меня прояснилось после прочтения главы
"Цели медитации".
В основе молитвы лежит эмоциональная природа человека и его чувствующая часть. На собственном опыте я смогла проследить описанные
четыре ступени молитвы:
- Молитва о материальных благах и о помощи.
- Молитва о ниспослании добродетелей и о добродетельном нраве.
- Молитва за других, или посредническая молитва.
- Молитва о просветлении и божественном осознании.
Молитва становится медитацией, когда от желаний человек обращается к смыслам, задействуя "умственный аппарат" (ментальное тело + физический мозг), когда поднимает взгляд своего внимания с личностей к "Царству душ". Святые отцы на протяжении веков помогали перейти от процесса молитвы к медитации, давая толкование текста молитв, читая проповеди, поясняя, проводя аналогии.
Вот пример того, что Серафим Вырицкий, говоря о молитве, подразумевал медитацию:
Соединивший дыхание свое со сладчайшим именем Иисусовым, отец Серафим видел в умной молитве бесценное средство для стяжания душевного мира и спасения: "В самые тяжёлые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной".
Пророчества и наставления преподобного Серафима Вырицкого Я помню, как в детстве моя молитва заключалась в том, чтобы Боженька помог мне получить "пятёрку" на экзамене в музыкалке. Были молитвы и о помощи родным. Эти молитвы были с эмоционального плана. Теперь я вспоминаю, как преобразилась для меня молитва "Отче наш", когда я начала читать Алису А. Бейли. Слова этой молитвы стали для меня ярче, значимее, яснее, наполнившись смыслом. И сейчас я понимаю, что раньше, произнося (мысленно или вслух) молитву "Отче наш", я действовала более отстранённо, более формально, чем когда "Небеса" и "Царствие Твое" стали для меня живыми и понятными (пусть и в доступной мне степени понимания) образами. Именно тогда мой ум стал активным участником призыва.
Сила молитвы нужна и важна для тех, кто по каким-то причинам не может двигаться дальше (в основном, из-за недостаточной подготовки ментального тела). Для большой, очень большой части современного человечества, для подавляющего большинства моих знакомых актуален метод медитации, и они с ним даже знакомы (в сосредоточенном труде над поставленной задачей на работе, изучении нового предмета, рисовании, чтении, сочинении и т.д. и т.п.). Понимание природы медитации и её целей и осознанная практика медитации способны поднять сознание на вершину Сагарматха.
В качестве заключения:
Как человек может найти собственную душу или подтвердить факт её существования? Как он может приспособиться к условиям жизни души и начать сознательно и спонтанно функционировать как душа и как человек? Что он должен сделать, чтобы достичь единения души и её инструмента, что жизненно важно для удовлетворения насущной потребности своей природы? Как он может знать, а не просто верить, надеяться и стремиться?
Испытанный голос восточной мудрости доносит до нас всего одно слово: Медитация. Естественно, возникает вопрос: “И это всё?”, и даётся ответ: “Да”. Если правильно следовать технике медитации, если ключевой нотой жизни является упорство, то контакт с душой постоянно укрепляется. Результаты этого контакта проявляются в самодисциплине, очищении и в жизни устремления и служения. Как мы увидим, медитация в восточном смысле является строго ментальным процессом, ведущим к знанию души и просветлению. Фактом природы является то, что “как человек мыслит, таков он и есть”.
Алиса А. Бейли «От интеллекта к интуиции», стр. 61 Пара ссылок по теме:
http://trita.net/glossarium/meditatsiya http://trita.livejournal.com/148843.html