...Островский - острейший. Он весь про наши комплексы, заблуждения, страсти. Причем не сиюминутные, а вечные. Он исследует тень, что искушает русского человека из поколения в поколение. Тень эта кажется вирусом, но она встроена в код нашей цивилизации - то ли с ордынских времен, то ли со времен Киевской Руси. Поэтому в отечестве мало что меняется.
- «На всякого мудреца довольно простоты» - одна из самых актуальных пьес классика. Как думаете, остались ли проблемы, описанные Островским? Важна ли для вас атмосфера определенной эпохи?
- Островский, как и Чехов, работает с архетипами русского космоса, поэтому нет смысла его модернизировать или, напротив, делать из его пьесы «честное ретро». Пространство Островского - это «всегда в России». Через его героев с нами говорит национальная Психея.
- Что надо изменить в сознании людей, в устройстве общества, чтобы ситуации казались комическим курьезом, а не «зеркалом жизни»?
- Боюсь, что стать «комическим курьезом» героям и сюжетам Островского не грозит. По крайней мере в ближайшие сто лет. Наше общество чудовищно травмировано - большевизмом, ГУЛАГом, гражданскими войнами, беззаконием и насилием. Культура всегда отчаянно сопротивлялась и продолжает сопротивляться этому мраку. Строго говоря, культура давно живет в модерне и сейчас решительно переходит в постмодерн. Для отсталого, больного общества это пугающий факт. Хотя тут не пугаться нужно, а радоваться. Наша культура творит высокие образцы, несмотря на чудовищные утраты.
Интервью Владимира Мирзоева Елене Губайдулиной:
http://izvestia.ru/news/535376#ixzz27Yf0vUhH