Интервью Виталия Мельникова РГ:
Виталий Вячеславович, когда три года назад вы начали съемки, могли ли вы предположить, что они растянутся на столь долгое время?
Виталий Мельников: Ну конечно, нет. Признаюсь, мне даже в голову не могло прийти, что картине, тем более накануне чеховского года, не дадут "зеленый свет". Я думал, мы сумеем снять за год, а прошло три, которые, к тому же, совпали с экономическими проблемами. Естественно, мы рассчитывали на государственную поддержку, но ее удалось получить лишь в самом конце, и все это время мы снимали исключительно в долг.
Был момент, когда возникло опасение: картина не состоится вовсе?
Виталий Мельников: И не раз. И, наверное, фильма бы не было, если бы не осознание всех, кто над ним работал, что это все-таки Чехов. Актеры снимались практически в долг, и на этом "обожди" держались все три года. Я был приятно поражен, что в наше корыстное время собралась команда людей, которые жили надеждой. Особое спасибо Олегу Павловичу Табакову (он сыграл литератора Николая Лейкина, издателя столичного журнала "Осколки", в котором Чехов активно печатался. - Прим. ред.), он не только снимался под наши обещания, но и сделал все возможное, используя свое положение и авторитет, чтобы картина состоялась.
Чехов считается квинтэссенцией русской интеллигентности, но в то же время сам писатель называл интеллигентов слизняками и мокрицами.
Виталий Мельников: В этом нет никакого противоречия. Все большие русские писатели отчаянно ругали Россию, русский народ, русские привычки - не от ненависти, наоборот, от большой любви и рождающейся от этого боли. И Чехов на самом деле болел душой за интеллигенцию. Хотя, конечно, он прекрасно знал всю подноготную интеллигенции, все движения ее души. Есть что-то показное, половинчатое, театральное в этой искусственно созданной прослойке, как ее стали называть позже. Для меня одним из первотолчков сделать этот фильм была схожесть происходящего в среде интеллигенции в чеховское время и в наше. Сто лет назад в России появилась Дума, зазвучали понятия "гласность", "свобода творчества" - понятия, о которых у нас мечтали десятилетиями, веками. И одновременно веяло предчувствие, что это еще не все, что что-то очень большое надвигается на нашу страну. Все нам знакомо, неправда ли?
Тогда почему вы решили назвать фильм "Поклонница", а не оставить рабочее название "Львы, орлы и куропатки"?
Виталий Мельников: Во-первых, по ходу дела выяснилось, что не все знают "Чайку", а значит, цитата из нее непонятна большинству. Во-вторых, это картина не только о Чехове, но и о Лидии Авиловой, об их взаимоотношениях.
Как рассказывает Кирилл Пирогов (актер московского театра Петра Фоменко сыграл Чехова. -- Прим. ред.), вы на съемках повторяли фразу: "Только чтобы Чехов не был памятником".
Виталий Мельников: Чехов был таким же человеком, как и все, - голова, две руки, две ноги. Он любил и страдал, как любят и страдают все люди. Именно из образа Чехова, каким он предстает в мемуарах Авиловой, и возник замысел фильма.
К счастью, эту историю рассказывает режиссер, которого не привлекают "жареные" факты. А ведь многим было бы интересно вытащить именно это на поверхность.
Виталий Мельников: Естественно, я и не собирался снимать с точки зрения сенсационности. Но самое интересное, что очень многие меня спрашивали: "А было или не было то самое между Авиловой и великим Чеховым?". Вот, оказывается, какой самый главный вопрос!
Чеховеды, наверное, уже волнуются?
Виталий Мельников: Безусловно, они будут смотреть фильм пристрастно. Но надо понимать, что я снял художественный фильм, а значит, вымысел уместен. Я вовсе не претендую на то, чтобы быть последней инстанцией. "Поклонница" - это лишь мои попытки разгадать загадку отношений Чехова и Авиловой, загадку личности самого Чехова. Когда я писал сценарий, я, конечно, опирался на факты, и, говоря "за Чехова", старался максимально использовать его высказывания. Но когда из этих разрозненных фактов выстраивалась история, она тотчас становилась игровой - по количеству неожиданностей, которые таятся во взаимоотношениях наших героев.
http://www.rg.ru/2012/08/03/a652626.htmlhttp://www.spletnik.ru/nashekino/21962-lvy-orly-i-kuropatki-novye-kadry-iz-filma-o.html