Что такое жанр? Это когда мы знаем законы игры. Что такое авторское кино? Это когда мы их не знаем, художник (плохо или хорошо) их сам придумывает. Фестивали в случае выбора между плохим авторским кино и хорошим жанровым кино традиционно выбирают первое. Типа жанр сам на экран пробьётся. Последнее время наблюдается «перезагрузка» этого главного фестивального постулата. Началось в Каннах, откликнулось в Сочи.
Конечно, «планка» всё равно соблюдается. Жанровое кино позволительно делать только режиссёрам, которые стали фестивальными «брендами». Так, Лоуч, снявший комедию «Удел ангелов», настолько проспиртовался социальной проблематикой своих предыдущих фильмов, снятых в популярной нынче среди прогрессивно настроенных западных интеллектуалов эстетике «критического реализма», что безоговорочно приглашается на конкурс Каннского кинофестиваля и даже получает там приз жюри. Хотя критическим реализмом в его коммерческой побрякушке и не пахнет. Вот и Борис Хлебников, снявший безусловно авторские художественные фильмы «Одиночное плавание» или «Сумасшедшая помощь», открывал фестиваль «Кинотавр» своей чудесной комедией «Пока ночь не разлучит», где исключительно актёрскими средствами создаётся уморительный фарс на тему жизни московского гламура. А общество потребления, которое этим гламуром обслуживается, обнаруживает свою суицидную сущность. Правда, персонажи, которые собрались в модном ресторане обсудить свои глянцевые дела, этого не понимают, и за каждым столиком разворачивается свой водевиль. Но герой Шнурова не зря с ненавистью смотрит на кокетку-арфистку, чей музон так ласкает сердце бывшего лидера группы «Ленинград», что понятно - ничем хорошим это не кончится.
Все жанры представлены и в фильме режиссёра Михаила Сегала «Рассказы». Отвергнутая издателем книга молодого писателя лишь на том основании, что это не роман, а сборник рассказов, начинает мстить за себя. Каждый рассказ начинает «экранизироваться» в действительности, причём даёт её вполне широкую панораму. Здесь переплетаются разные истории, где есть место мистике (энергетически свыше заряженная библиотекарша среди болот и чащ почти находит пропавшую девочку); социальной сатире - режиссёр прослеживает движение взятки от станции техобслуживания до отдела виз и далее через главврача до военкома. И от него до влиятельного девелопера. Дальше происходит конвертация денег во власть, и вот мы уже на зелёном лугу, где губернатору даёт аудиенцию руководитель страны, который цитирует то Карамзина, то Льва Толстого. А в следующей новелле, жанр которой ближе всего к фарсу, издатель знакомится с прелестным одуванчиком, трахается с одуванчиком в хвост и в гриву. Но когда выясняется, что одуванчик не знает, кто такой Дзержинский и сколько погибло народу во время репрессий, то его либеральная природа вступает в противоречие с его вожделением. И первая оказывается могущественнее второго. То есть «одуванчик» его более не возбуждает…
http://www.argumenti.ru/cinema/n342/182216 Аргументы Недели Сергей Шолохов