Идеи Крестового похода и Первая мировая...

May 30, 2009 10:45

Совершенно случайно ко мне попало одно забавное изображение, которое меня в первый момент очень насмешило. Я его сразу скинул к себе на флешку и хотел было разместить его под каким-нибудь юмористическим заголовком. Но потом я вдруг подумал, что в этом изобраении кроме юмора (немного мрачноватого) есть и некий более глубокий смысл. Я капнул в своей литературе и наткнулся на одну статью Элизабет Сиберри из оксфордского сборника "История Крестовых походов". В частности, там они пишет о влиянии идей Крестовых походов на Первую мировую войну...

"Литература и публицистика периода первой мировой войны также широко использовали образы и мотивы крестовых походов. Не все современники этой войны обращали внимание только на огромные потери и тяготы окопной жизни. Некоторые (может быть, чтобы укрыться от страшной реальности) смотрели на войну с романтической точки зрения и видели в ней крестовый поход в защиту свободы от прусского милитаризма и для отвоевания у мусульман Святых Мест.

В Великобритании идея священной войны развивалась в проповедях англиканских священников, и главными ее идеологами были епископ лондонский Уиннингтон Ннграм и викарий церкви св. Иуды в Хемпстеде Бэзил Бурчиер, ставший потом армейским капелланом Бурчнер писал:

Эта война - не просто священная война, это самая священная война из всех, когда либо бывших… Вотан борется с Христом. Берлин пытается доказать свое превосходство над Вифлеемом. Каждый сделанный выстрел, каждый выпад штыком, каждая жизнь, принесенная в жертву, - во имя Бога.

Бурчиер видел в Дарданеллской кампании новый крестовый поход, который должен завершиться спасением Святой Земли от «неверных».

Не только Церковь прибегала к таким аналогиям. В мае 1916 года премьер министр Англии Ллойд Джордж произнес речь под названием «Выиграть войну», в которой заявлял:

Молодые люди из всех уголков этой страны собрались под знамя международного права, как в великий крестовый поход.

Собрание его речей, произнесенных в 1915-1918 годах, было опубликовано под заглавием «Великий крестовый поход».

В 1917 году Ф.В. Орд Уорд выпустил сборник патриотических стихотворений «Последний крестовый поход», а Катрин Тинан, два сына которой служили в армии, написала такие строчки:

Твой сын и мой сын, чистые, как новые клинки,
Твой муж и мой муж и теперь Господни
Твой сын и мой сын в великом крестовом походе
С знаменем Христа над ними - наши новые рыцари.

Особенно же часто тема крестоносного движения фигурировала в связи с кампаниями в Дарданеллах и в Палестине. Поэт Руперт Брук в письме к своему другу Жаку Раверату называл себя крестоносцем, а майор Впвнан Гилберт написал документально биографическую книгу, опубликованную в 1923 году, под названием «Романтическая повесть о последнем крестовом походе - с Алленби в Иерусалим». Книга посвящена «матерям всех тех юношей, которые сражались за свободу Святой Земли».

В самом начале повествования мы встречаемся с Брайаном Гернеем, в 1914 году закончившим первый год обучения в Оксфордском университете и вспоминающим подвиги своего предка сэра Брайана де Гернея, участника третьего крестового похода. Молодой Брайан мечтает о новом крестовом походе для завоевания Иерусалима:

Сражаться за Твое дело, участвовать в этом последнем крестовом походе! Я охотно пойду на то, чтобы кости мои покоились на Святой Земле. О, возможность повторить то, что делали рыцари прошлого, совершить то, что единственное имеет смысл в жизни!

По сообщениям другого ветерана кампании Алленби, было издано официальное запрещение называть солдат крестоносцами. Но большинству это не мешало считать себя новыми крестоносцами, продолжающими священную войну предков. Гилберт писал о своих подчиненных:

Неважно, что мы были одеты в хаки, а не в сверкающие доспехи. Дух крестоносцев был жив в моих людях, с таким воодушевлением готовившихся к великому приключению. И хоть на них были уродливые маленькие островерхие шапочки вместо шлемов с развевающимися перьями, их храбрость не уступала доблести рыцарей прошлого, которые когда то последовали за Ричардом Львиное Сердце освобождать Святую Землю.

Гилберт даже считал, что из всех крестовых походов только два смогли освободить Иерусалим - «первый под руководством Готфрbда Бульонского н последний под командованием Эдмунда Алленби». В английском сатирическом журнале «Панч» даже появлялись юмористические рисунки, использующие аналогии с крестовыми походами. 14 декабре 1917 года, например, там был напечатан рисунок под названием «Последний крестовый поход» с изображением взирающего на Иерусалим Ричарда Львиное Сердце и с текстом: «Наконец то моя мечта сбылась».

Крестоносную символику можно увидеть и в некоторых памятниках времен парной мировой воины. К Следмере н Поркшире воздвигнут памятник английскому дипломату сэру Марку Сапксу (1879-1019). заключившему знаменитое соглашение Сайкса - Лнко о разделе Османской империи (1916): на медной доске выпуклая фигура н доспехах н с мечом, попирающая ногами мусульманина, над головой фигуры написаны слона «Laetare Jerusalem» («Радуйся, Иерусалим»), а н глубине видны очертания самого Иерусалима.

А скульптор Гертруда Алиса Мередит Уильяме представила иа конкурс на лучший проект поенного мемориала в Пейсли модель «Дух крестоносцев», которая теперь находится в Национальном музее Уэльса в Кардифе и изображает средневекового рыцаря в доспехах н на коне, окруженного четырьмя солдатами в форме первой мировой войны".

Читая эти строки, вспоминаю, что, что и в России Первую мировоую войну называли Священной войной... Равно как и Вторую мировую войну тоже. И особенно мне понравилось в этом тексте высказывание Гилберта "Не важно, что мы одеты в хаки...". Что-то есть в этом, конечно...



А вот на этом фотографии избражен памятник "Дух крестоносцам", который установлен на территории военного мемориала в Пейсли. Элизабет Сиберри пишет об этом памятнике в самом конце моего отрывка.

А вот это, собственно, то изображение, про которое я писал в самом начале:



Смотрю и думаю: романтика - романтикой, а все-таки современная война - это страшная штука...

заметка, интересно, смешно, рыцарство

Previous post Next post
Up