https://t.me/chevalry/1008 "...философия - это, конечно, не штудирование книг и не умозрительные построения. Это своего рода духовная практика. Но в чем эта практика заключается? Если мы возляжем на диван, закурим трубку и будем созерцать самих себя - будет ли это философией?
В сущности, ни в диване, ни в трубке нет ничего плохого. Однако сама концепция философии как духовной практики приходит к нам из античной литературы, и без этой литературы очень сложно понять, что же имеют в виду под самопознанием и христианские авторы, и их языческие коллеги. Заметим, что идея познания божественного через познание себя самого восходит к Платону. Это его Сократ в «Федре» вопрошает:
«Чудовище ли я, замысловатее и яростней Тифона, или же я существо более кроткое и простое и хоть скромное, но по своей природе причастное какому-то божественному уделу?»
А в «Алкивиаде I» оказывается, что познание себя - это познание «наиболее божественной» части своей души, т.е. познания и разумения.
Но дело не только в том, что сама философская идея самопознания зародилась в Академии, и даже не в том, что александрийцы и каппадокийцы были хорошо знакомы с Платоном, а потому и мы должны (это довод, но речь не об этом). Философия как духовная практика неотделима от изучения философских текстов. Чтение и изучение сами по себе - практика. Они требуют аскетизма, внутренней дисциплины, сосредоточенности. Но что еще более важно, чтение - это опыт обращения к самому себе.
Скажут, что Сократ ничего не писал. Это верно. Но это не значит, что он ничего не читал: более того, в «Федре» он признается, что помешан на том, чтобы слушать чтение сочинений. И главное: надпись на храме Аполлона в Дельфах он все-таки знал - и с этого началось не только его, но и наше философствование, ведущее от познания текста к познанию себя, а от познания себя - к познанию Бога".
Источник: АЛИЕВА Ольга. Зачем христианину философия? // Журнал "Фома" - 24.10.2012 (
https://foma.ru/zachem-xristianinu-filosofiya.html?ysclid=lp1onu1qw948234616)
На изображении: Греция, Афины, памятник Сократу