Время от времени у меня возникает к самому себе вопрос: и почему меня так увлекает рыцарство и все, что с ним связано? Зачем я пишу посты про Танкреда Тарентского и Готфрида Бульонского, и какое мне до них дело, равно как и вообще до Крестовых походов? Зачем я публикую фото и видео про рыцарскую реконструкцию, коль скоро сам в них не участвую? Зачем я сам выбрал себе логин chevalry и почему главная моя аватрка - это образ рыцаря-крестоносца?
Когда-то, несколько лет тому назад, я прочитал несколько книг на тему о рыцарстве. И написал некое сочинение под заголовком «Апология рыцарской идеи», где постарался отразить свое понимание того, что же именно меня привлекает в истории рыцарства. Если сформулировать кратко, то ответ может быть таким: сам дух рыцарства! Но понятие «дух рыцарства» может кому-то показаться слишком размытым. А может, это и в самом деле что-то очень размытое… Не знаю, очень спорный вопрос…
Тем не менее, меня посетила интересная мысль вернуться к своей «Апологии» и опубликовать из нее наиболее интересные выдержки. Возможно, мне удастся ее даже где-то переработать со временем и опубликовать вторую редакцию. Время покажет…
А пока я публикую выдержку из первой главы «Апологии» под названием «Что такое рыцарство»…
Эдмунд Блэр Лейтон "Посвящение в рыцари"
Что такое рыцарство? Что являет собой образ рыцаря в нашем сознании, когда мы говорим слова «рыцарь», «рыцарство», «крестоносец»? Возможно, это - образ пса-рыцаря, который бессовестно вторгся в Русскую Землю и затем погиб на льду Чудского озера. Возможно, это нечто обратное - король Артур, сэр Ланселот Озерный или кто-либо из рыцарей Круглого стола. В таком случае это - человек твердый, мужественный и благородный…
По времени мы соотносим рыцарство с эпохой Средневековья. В географическом плане - это Европа, преимущественно Западная, откуда воинственные франки то и дело отправляются в Крестовые походы на Ближний Восток. Чисто внешне мы можем представлять себе рыцаря, например, как всадника, закованного в доспехи, в боевом облачении, в плаще с нашитым на него матерчатым крестом. В таком виде рыцарь может являть себя в бою или на турнире, или в рыцарском поединке, или просто во время военного похода. А возможно, мы представляем себе рыцаря в собственном замке или где-нибудь при дворе какого-нибудь могущественного короля или герцога. Тогда он выглядит, конечно же, совершенно по-другому…
Говорят, что век рыцарства закончился с началом XVI века, когда изобрели порох, начали печатать книги и открыли Америку. И действительно, первое, второе и третье скоро до неузнаваемости изменили облик Европы. Так, например, рыцари вследствие этих открытий очень скоро перестали носить доспехи, участвовать в турнирах и жить в рыцарских замках. Вместо этого они стали носить камзолы, жить во дворцах или усадьбах, носить шпагу вместо меча. Но значит ли это, что исчезли сами рыцари? Или спросим так: исчез ли сам рыцарский дух и сами феодальные отношения? Когда в 1789 году во Франции свершилась революция, то один знатный англичанин, Эдмунд Берк, воскликнул с возмущением:
Миновал век рыцарства, сменившись веком софистов, экономистов и счетоводов, и слава Европы погасла навсегда!
Выходит, что век рыцарства не ограничивается эпохой Крестовых походов и рыцарских турниров. По мнению Эдмунда Берка, век рыцарства завершился только с наступлением нового капиталистического строя, который навсегда низринул монархические порядки и уничтожил старую французскую аристократию. Взбесившаяся толпа резала и вешала тех самых аристократов, чей род происходил от рыцарей, которые когда-то отправлялись защищать христианство в далекую Палестину. И сами эти аристократы так или иначе мнили себя тоже рыцарями, которые если и не участвуют в турнирах, то по крайней мере сохраняют в себе дух рыцарства.
Кстати, если развить идеи Эмунда Берка, то без особой натяжки можно сказать сказать, что век рыцарства закончился только в 1917 году, когда началась Русская революция, положившая конец Российской Империи и российскому дворянству. Весь XIX век и даже в начале XX века Российская Империя поддерживала в Европе старые монархические порядки. И когда рухнула Российская Империя, вместе с ней были разрушены Германская империя и Австро-Венгерская империя. И старая европейская аристократия уже навсегда потеряла все свои права, привилегии и какое-либо влияние на политическое положение дел в Европе.
Возможно, кто-то считает, что век рыцарства и вовсе не может завершиться до тех пор, пока будет жив на свете хотя бы один рыцарь. Ведь разве не бывает так, что глядя на проявления мужества и благородства, мы сами иногда невольно произносим вслух: «Вот истинный рыцарь!» Конечно, может быть это всего лишь красивое сравнение. Но возможно, мы так утверждаем, что истинное рыцарство будет жить во все времена…
Все это возвращает нас к исходному вопросу: что же такое рыцарство? Можно ли как-то определить, очертить это явление истории и культуры Европы, основываясь не только на современных, но и на средневековых литературных источниках? В конце концов, в Средние века было много разных писателей - адептов рыцарской идеологии, - которые много и пространно рассуждали о сущности рыцарства. Может быть, эти рассуждения помогут нам лучше понять, что такое рыцарская идея?..