![](https://ic.pics.livejournal.com/chevalry/16623261/146125/146125_900.jpg)
Кьеркегор провёл бурную молодость, но назвать его страсти мелкими и пошлыми - язык не поворачивается. Он смог приподняться над ними и хотя умер рано, однако в итоге сделал своё имя бессмертным благодаря философскому наследию.
Одно лишь это суждение, в котором он сетует на лавочников, живущих фальшивой, ненастоящей жизнью и стремящихся обмануть Самого Бога, и в котором его душа устремляется к героям Ветхого Завета и Шекспира, многое говорит о самом авторе:
«Пусть другие жалуются, что время наше злое, - мне-тο кажется, что оно просто мелкое, ибо ему недостает страсти.
Мысли людей слабы и мягки, как кружево, а сами они жалки, как кружевницы. Самые сокровенные их думы слишком пошлы, чтобы быть греховными. Для червяка они могли бы считаться греховными, но отнюдь не для существа, созданного по образу и подобию Божию.
Похоть людей тускла и ленива, страсти сонны. Они, конечно, выполняют свой долг, эти лавочники, но при этом тайком немного подпиливают монеты, как это делают евреи; пусть даже у Бога в книгах все записано, думают они, все равно Его можно немного надуть.
Прочь от них! Вот почему душа моя всегда возвращается к Ветхому Завету и Шекспиру. Я чувствую, что их герои - по крайней мере человеческие существа: они ненавидят, они любят, они убивают своих врагов и проклинают их потомков в нескольких коленах, наконец, они грешат»*.
Сёрен Кьеркегор. Или - или. Фрагмент из жизни: в 2 ч.
/* В Дневниках мы находим несколько измененный набросок концовки этого фрагмента: «…Хотя Господь наш и и ведет такую аккуратную приходно-расходную книгу по всем правилам итальянского бухгалтерского расчета… Мне нужны не ужасы современной литературы, но пафос истинной страсти, ее решающая власть. Там [герои] ненавидят… Там голос любви и проклятия звучит столь громко, что поднимается до трона Божия, - там [герои] действительно грешат» (Pap III В 179:17. [Без даты] 1841-1842 гг.).