Здесь Грациан более четко и явно говорит о необходимости узнавать нрав, или более точно - характер людей, с которыми приходится иметь дело.
Шопенгауэр, например, полагает, что характер человека - это и есть его внутренняя сущность, сублимация его воли, его внутреннего «я».
Характер - это постоянное в человеке, его константа. Настроение - это переменная. Настроение улавливается «здесь и сейчас», характер распознается раз и навсегда.
Даже если человек работает над собой и трудится над недостатками своего характера, свою внутреннюю константу, своё внутреннее «я», свой характер он изменить не может. Можно победить страсти, но не характер.
Понимаешь характер - значит, можешь понять и причину действий. Можешь распознать намерения. И избежать практических ошибок, путая повод и причину.
Меланхолик, страстный, любопытный, глупый, злой - все это перечисление нравственных черт характера. Хотя здесь черты характера смешиваются с пристрастиями и страстями. Как бы упускается из вида возможность нравственного перерождения человека, которая открывается благодаря христианству.
Эта возможность, однако, не противоречит идее о постоянстве характера. Нравственное очищение означает лишь освобождение от доминирования страстей и победу над ними, отчего сам характер, как и личность человека сияет ещё ярче:
«273. Знать нрав тех, с кем имеешь дело, - чтобы понять их намерения.
Зная причину, поймешь следствие, вначале исходя из причины, а только затем - из повода.
Меланхолик всегда пророчит злосчастья, а злоречивый - злодеяния; им видится только дурное; неспособные воспринять добро в настоящем, они возвещают зло и в будущем.
Страстный говорит на языке, искажающем действительную суть вещей: в нем говорит страсть, не рассудок.
Так - каждый: согласно пристрастию либо настроению, но равно далеко от истины.
Учись разгадывать выражение лица, по внешним знакам читать душу. Различай: кто всегда смеется - от глупости; кто никогда не смеется - от злости.
Избегай любопытного - от легкомыслия, от наглости.
Не жди добра от урода, таких обидела сама природа, и, как она их не уважила, так и они ее не уважают.
А у красивых - чем больше красивости, тем больше глупости.»
Карманный оракул, Бальтазар Грациан