В продолжение
темы о несправедливости, хитрости и обмане. Договор, по Шопенгауэру, обладает не только юридической, но и нравственной силой. Его нарушение является актом несправедливости, более того - актом вопиющей несправедливости.
В связи с этим, конечно, уместно порассуждать о том, что такое договор. Только ли то является договором, что закреплено на бумаге и имеет юридический статус? Или устная, но твердая договоренность, скрепленная обещанием выполнения - это также договор? Можно ли считать, что обещание не расширять НАТО на восток хотя не было закреплено юридически, но все же имеет силу договоренности? Или, например, можно ли считать договором - такой договор, в котором мелким шрифтом прописаны казуистические тонкости, которые меняют смысл основных условий договора? И так далее.
Составление договора можно обставить множеством хитростей и обманных приемов. Без морального основания опираться просто на юридическую силу договора, без учета того, как хитрые Лисы могут вставить в эти договоры очень хитрые, разрушительные для взаимного доверия смыслы, правила и условия - значит идти по пути разрушения договорной системы в целом. Об этом и рассуждает Шопенгауэр:
«Из сказанного следует, что всякий обман, как и всякое насилие, есть несправедливость,
ибо он уже как таковой стремится распространить власть моей воли на других индивидов, т. е. утвердить мою волю путем отрицания их воли, так же как и насилие.
Но самый настоящий обман - это нарушение договора, потому что здесь все приведенные определения присутствуют отчетливо в полном составе.
Ибо когда я заключаю договор, то чужое обещанное деяние является непосредственным и признанным мотивом моего деяния, которое в свою очередь должно наступить.
Обмен обязательств совершается обдуманно и формально.
Правдивость сделанного каждой из сторон заявления предполагается зависящей от воли участника.
Если же другой нарушил договор, то он меня обманул и, подлогом указав моему познанию неверные мотивы, склонил мою волю на сторону своего умысла, распространил господство своей воли на другого индивида, т. е. совершил полную несправедливость.
Вот на чем основывается нравственная законность и обязательность договоров».
Отрывок из книги «Мир как воля и представление»
Артур Шопенгауэр