Лев Гумилёв про Украину и Россию

Nov 24, 2022 17:40





Илья Репин. Запорожцы (1880-1891)

Когда спорят на тему «Насколько состоятельна Украина как государство»
и «Можно ли считать украинцев - нацией», мне на ум приходят книги Льва Гумилева и его теория пассионарности и этногенеза.

Я хорошо помню, как непросто мне было разобраться в политических хитросплетениях и исторических особенностях развития Украины по книгам Гумилева. Однако у него в итоге все получалось довольно складно и вполне четко.

Главный вывод Гумилева заключался в том, что он признавал в малороссах (украинцах) самостоятельный этнос по отношению к великороссам и белорусам. Но при этом относил все три этноса - к единому славянорусскому суперэтносу. Который он противопоставлял католическому суперэтносу.

Несостоятельность проекта Речи Посполитой он объяснял тем, что поляки тяготели всегда к католическому суперэтносу и вследствие этого ляхи и запорожские казаки никак не могли сварить сообща добрую кашу.



Выбор Богдана Хмельницкого в пользу России был исторически правильным и оправданным. В конечном счете, благодаря Москве и Московскому патриархату украинский народ не только выжил, но и получил существенный толчок к развитию культуры, языка, хозяйства и форм самоуправления.

И российской империи, как и русской церкви украинцы принесли немало пользы. См об этом подробнее в этой статье: Лев Гумилёв о воссоединении Украины с Россией

Похоже, что в XXI веке украинскому народу придётся сделать похожий исторический выбор. И хотя сейчас, кажется, нет никаких предпосылок для такого выбора в пользу России, однако не надо забывать, что такое уже в истории было. Украинцы делали выбор в пользу России не просто и не сразу. Но когда они его сделали в итоге, это обернулось благом для всех.

Привожу небольшой отрывок из книги Гумилева «От Руси до России», который кратко и емко объясняет, почему объединение России и Украины исторически неизбежно (если только оба этноса не погибнут в водовороте истории, что тоже сейчас возможно):

«Подобно большинству наших современников, польские паны и украинские старшины были убеждены, что их воля преобразует жизнь, и потому они игнорировали объективные природные зависимости, формирующие человеческое поведение.

Так, поляки считали, что достаточно привлечь к себе казацких старшин, дав им шляхетские привилегии, и все казаки будут верно служить; что можно убедить русских православных людей, будто католическая вера лучше, и они станут ревностными католиками.

Точно так же многие гетманы полагали, что в зависимости от политической обстановки и их выбора можно подчиняться то России, то Польше, и что удача в борьбе за независимость определяется их умением обмануть московских бояр или вовремя договориться о союзе с турецким султаном.

На самом же деле, как мы могли убедиться, первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», которыми были единоверцы.

Об это всеобщее ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти.

Два близких этноса - русский и украинский - соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «водим» или «не водим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза».

И ещё небольшое продолжение:

«Выбор, сделанный на основе естественного мироощущения народа, оказался правильным. Дабы убедиться в этом, достаточно сказать несколько слов о дальнейшей судьбе и роли украинского народа в российской истории XVII-XVIII вв.

В отличие от поляков, ограничивавших, как мы помним, число «реестровых» казаков, московское правительство увеличило реестр на 60 тысяч человек по сравнению с требованиями Богдана Хмельницкого.

Фактически реестр охватывал все население слободской Украины. Кроме того, сохранилось пять-семь тысяч запорожских казаков.

При польском господстве Украина могла только мечтать о подобном положении.

Ни о какой дискриминации украинцев в составе России не было и речи.

Более того, в XVII в. очень сильно возросло интеллектуальное влияние украинцев на население России.

Украинские монахи и священники - люди образованные, поднаторевшие в диспутах с католиками, знавшие языки, - высоко ценились московской патриархией.

Позже, говоря об истории русского церковного раскола, мы будем иметь возможность убедиться, что раскол был конфликтом великорусской (московской) и украинской православных традиций.

Украинские монахи сумели победить в этом конфликте и оказали тем самым решающее воздействие на изменение русских церковных обычаев.

Имена Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича стали неотъемлемой частью истории русской культуры».

Вобщем, статья интересная и полезная. Рекомендую прочитать ее всю.

Этногенез, Лев Гумилёв, История, Россия, Цитата, Пассионарность, политика, Украина

Previous post Next post
Up