Последний третий день прогулки по Москве подарил нам солнце, благодаря которому город заиграл новыми красками. Правда, солнце принесло с собой ещё и холодный ветер. Так что пришлось померзнуть. Но впечатления того стоили.
Храм Христа Спасителя и Покровский монастырь на Таганской, где находятся мощи блаженной Матроны Московской - это логичное продолжение (или, может быть, завершение) нашей экскурсии, которая началась с посещения Соборной площади Кремля и трёх его соборов - Успенского, Архангельского и Благовещенского.
Храмы Кремля дышат древностью и воплощают в себе историю России. Там можно вблизи рассмотреть фрески и иконы. Там можно видеть гробницы московских князей и царей. Но вот только сами храмы - не действующие. Это всего лишь музеи. Как будто замерли, застыли или просто уснули - может быть, потому только, что ждут своего часа? Кто знает!
Вспоминаю Пушкина:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва;
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без Божества.
Теперь в Москве - новые святыни. И новые доминанты.
Храм Христа Спасителя - это великолепный собор, который поражает своим величием, богатством и красотой. Даже не верится в то, в какие кратчайшие сроки он был восстановлен.
Одних этот храм привлекает, других - отталкивает. Ведь современная Москва, как и вся Россия - это город контрастов, город противоречий. Будь со мной мой друг-либерал, вряд ли бы он туда пошёл. Я же не могу просто пройти мимо.
Тем более, что храм Христа Спасителя - это не просто собор, но ещё и памятник в победе над Наполеоном в 1812-14 гг. Бережно восстановленные каменные панели с наименованиями полков и именами отличившихся генералов и офицеров - это дань памяти и связующая нить с нашим прошлым.
И ещё удалось побывать в Покровском женском монастыре на Таганской, у мощей блаженной Матроны Московской.
Об этой Москве писать ещё труднее, чем об искусстве и архитектуре. Православная Москва - это как легендарный град Китеж. Не всегда себя показывает и проявляет только изредка. И только тому, кто его ищет и ждёт с ним встречи.
Поскольку говорить трудно, то и позволю себе поставить здесь точку, сославшись на Людвига Витгенштейна: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Но зато можно посмотреть.