Bene vixit, bene qui latuit

Oct 31, 2022 07:15



Ещё одна замечательная мысль Л.Е. Пинского, которая раскрывает подоплеку морали Грациана, восхваляющей умение скрывать свои мысли, намерения и чувства, быть политичным и действовать в условиях скрытой борьбы и (как бы мы сказали сейчас) постоянной конкуренции:

«Нельзя понять апологию скрытности в морали Грасиана (как и обличение маскарада добродетелей у Ларошфуко), отвлекаясь от деспотизма (политического, клерикального, светского) «цивилизованной» культуры века абсолютизма. Девизом жизни для Декарта, современника Грасиана во Франции, было: bene vixit, bene qui latuit - «тот хорошо прожил, кто хорошо скрывал».

Что это за апология скрытности? Да вот, к примеру, одна такая сентенция из «Карманного оракула»:

«3. Действовать скрытно. Неожиданность - залог успеха. От игры в открытую - ни корысти, ни радости. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес, особенно там, где высота положения порождает всеобщие ожидания, окружает замыслы тайною и самой этой загадочностью внушает благоговение. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность - святилище благоразумия. Огласить замысел - погубить его: тогда в нем загодя находят недостатки, а потерпит неудачу - окажется злосчастным вдвойне. Итак, в образе действий подражай божественному, дабы всегда привлекать к себе напряженное внимание».

Скрытность и неожиданность - это из области военного искусства. Хорош тот полководец, кто смог искусно скрыть передвижения своего войска и нанести удар противнику с той стороны, откуда тот не ожидает.

Скрытность также - это ещё и основа социальных игр. Ни один игрок не будет раскрывать своих истинных намерений и планов перед другими игроками, если только он хочет с успехом разыграть свою партию.

И вот здесь - то же самое! Скрытность возводится Грацианом, Ларошфуко и Декартом в ранг философии. И теория игр теперь, похоже - тоже своего рода философия.

Наше время и наше общество от эпохи Грациана мало чем отличается. Как сказал один деятель культуры и известный актёр (недавно смотрел с ним интервью), «я чувствую себя Штирлицем, который не может признаться, что он - Исаев».

Причина скрытности - тот же деспотизм идеологии и культуры. Сейчас нет клерикального деспотизма, зато всё так же есть деспотизм светский и политический. Ничего не меняется!

Чтобы выжить в таком обществе - нужно быть политичным. Рыцари оказались никому не нужны, они превратились в Дон Кихотов, которые воюют с ветряными мельницами. Над ними смеются. Вместо них нужны люди проницательные, умные и осторожные.

Впрочем, от того, что это так - меняется лишь средства борьбы и поле брани. Добродетели рыцарские остаются неизменными.



Бальтазар Грациан, теория игр, размышление, рыцарство

Previous post Next post
Up