Nov 07, 2020 13:49
Не является ли стратегия - оборотной стороной философии? Философия рассуждает о мире вообще. Но как об этом можно рассуждать, если мир бесконечен? Чтобы рассуждать о мире вообще, нужно как минимум представить себе его границу. Что же это за граница? Это либо Бог, создавший мир и его содержащий, либо человек, выступающий в качестве Субъекта по отношению к миру.
Во втором случае мир становится субъективным. Но так или иначе, мир как целое только тогда исследуется и познается, когда есть Сознание - субъективное или абсолютное - которое весь мир рассматривает как Бытие, а вещи в нем - как объекты познания. Граница Сознания есть одновременно граница Мира. Отсюда, например, и максима Витгенштейна: «Границы моего языка суть граница моего мира».
Но субъективных миров много, как много и субъектов, то есть людей. Единый мир разваливается на множество субъективных миров. И потребность в стратегии появляется как ответ на столкновение субъективных противоборствующих миров. Или взаимодействующих. Но всегда разделенных и всегда разных. Граница между которыми непреодолима, поскольку одно самосознание никогда не сможет стать другим самосознанием.
Так общая теория стратегии становится реакцией на смерть философии. И ее оборотной стороной.
стратегия,
размышление,
витгенштейн,
философия