55 ИЗОБИЛИЕ: Стратегия поведения на пике успеха

Jul 09, 2018 11:17




Знак 55 "Изобилие" переводится одинаково и Виногродским, и Шуцким. Красивый и сложный древнекитайский иероглиф 豐 в упрощенной версии китайского выглядит как-то совсем уж упрощенно: 丰. Даже немного жаль! Исторический анализ форм знака "изобилие" (см. на сайте Wiktionary) позволяет дать следующую трактовку знака: наверху изображен горшок или чаша, полная цветов (это символ изобилия, множества всего). Внизу подставка. То есть Чаша на Подставке. Возможно, речь идет о жертвенной чаше, которая наполнена до краев, установленной на алтаре. В русском языке есть оборот речи, который тоже выражает идею изобилия: "Дом - полная чаша". Наверное, смысл в обоих случаях идентичный.

В упрощенном варианте иероглифа в современном китайском языке исчезло почти все, что только могло исчезнуть: подставка, чаша, и даже количество цветов с двух сократилось до одного. Остался только голый символ, очень удаленно напоминающий изначальный рисунок и потому весьма опосредованно передающий смысл. Вместе с тем, вполне возможно, что наименование данной гексаграммы было образовано вследствие внешней схожести иероглифа с рисунком гексаграммы:
. Нижняя триграмма Огонь чем-то напоминает подставку. Верхняя триграмма Гром напоминает два цветка в чаше. Отсюда и значение, которым наделили знак: abundant (обильный, богатый), lush (пышный, сочный), bountiful (плодородный, щедрый), plenty (много, множество, изобилие).

На первый взгляд, изобилие - это  самый что ни на есть благоприятный знак. Что может быть лучше ситуации, когда дом - это полная чаша, когда все хорошо, когда всего в избытке? Однако это только на первый взгляд. На самом деле, ситуация таит в себе и трудности, и печали. И связано это с тем, что в состоянии изобилия надо уметь делиться. Делиться не просто, и не только потому, что - жалко, но и потому, что кое-кто из просящих может быть слишком нетерпелив. В результате трудностей и печалей столько, что в афоризме гексаграммы даже содержится призыв не печалиться и не беспокоиться слишком сильно, но стараться быть как солнце в середине своего пути.

Образ данной гексаграммы складывается из двух триграмм: Огонь (Ясность, Свет, Связность) и Гром (Подвижность, Движение, Толчок). Те же самые триграммы, расположенные в обратном порядке образуют гексаграмму 21 ПРОКУСЫВАНИЕ, или, в переводе Шуцкого, "Стиснутые зубы" (Ши Хо). Образом знака 21 является образ грома и молнии, поражающих, устрашающих, несущих в себе возмездие и наказание. Здесь мы видим иной образ, который Шуцкий разъясняет так:
Данная гексаграмма состоит из триграммы Ли, которая обозначает солнце, и триграммы Чжэнь, которая обозначает молнию. Но ее значение несколько шире, чем только молния. Это, собственно говоря, гроза. Отсюда и грозовые тучи, которые закрывают солнце, в особенности здесь, где "гроза" помещена над "солнцем".

В образах знака, да и в комментариях к ним довольно много указаний на сумрак и даже мрак, которые как бы окутывают собой ситуацию. Так, видимо, грозовые тучи, надвигаясь, постепенно окутывают собою солнце, вследствие чего солнечный свет меркнет и уступает место сгущающейся грозовой тьме и оглушительным раскатам грома. Как это можно объяснить? Чэн И так объясняет значение гексаграммы:
ИЗОБИЛИЕ - это большое, великое. Это значит, что Воплощение происходит само собой. Так в Поднебесной достигается предельная Ясность, величие света, и только правитель способен прийти к такому состоянию. Богатства Поднебесной накапливаются у правителя, все люди и живые существа подчиняются правителю. Путь предельного ИЗОБИЛИЯ наиболее подходит для правителя. Во время ИЗОБИЛИЯ люди приходят во множестве, разве легко управлять ими? Такое управление полно забот и огорчений, поэтому необходимо сохранять Ясность в сердце, подобно солнцу в середине дня, которое всего касается и все освещает, и в таком случае не будет огорчений.

Значит, ситуация "дом - полная чаша" не такая уж простая, как может показаться. Желающих получить свое немногое от щедрот того, кому выпало "счастье" изобилия, видимо, слишком много. Вроде бы и отказать неудобно, и с другой стороны донести свои щедроты до страждущих надо бы равномерно. Назойливость желающих получить свое может привести к состоянию раздражения и даже гнева, и тогда солнце как бы скрывается за грозовыми тучами. Но раздражение не должно довлеть, не должно брать верх, потому что все-таки смысл ситуации Изобилия - это щедрость и дарение окружающим того, чем ты обладаешь. Нужно уметь управлять и подчинять себе толпу, уметь устрашать, но не раздражаться на нее, а продолжать сиять как солнце, продолжать дарить от своих щедрот. Ли Гуанди дает такое пояснение:
Выражение «поощряет великое» означает, что все восхваляемое и ценимое правителем - это великое. Ведь правитель все свои помыслы направляет на широту и величие, поэтому он не должен осторожничать в малом и продумывать мелочи. В его Ясности, в его свете не должно быть ничего, чего бы он не освещал. Если в этих обстоятельствах появляются какие-то движения, связанные с омраченностью, то это признаки упадка. Поэтому и говорится: «Нужно быть как солнце в середине дня», то есть не давать тени. Речь идет о способности сохранять постоянство Ясности и неомраченности, тогда можешь быть всегда в равновесии и не клониться к закату.

В этом и заключается Стратегия поведения на пике успеха, как ее опредеяет Виногродский. Уметь сохранять величие и дарить от своих щедрот даже тогда, когда приходится быть строгим и сдерживать тех, кто хочет для себя слишком много получить. Изобилие рано или поздно пройдет, а вот память о щедротах останется. Богат тот, кто отдал. Но правильно отдать - тоже надо уметь.

книгаперемен, стратегия

Previous post Next post
Up