Полезно иногда читать философские словари.
Вот, к примеру, определение того, что такое идея: др.греч. ἰδέα - вид, форма, прообраз (см.
Википедию). А вот что такое гештальт (из книги Романа Уфимцева "Хвост ящерки"):
“Гештальт” (gestalt) - широкоупотребительное в немецком языке слово, обозначающее нечто среднее между “образом”, “формой”, “фигурой” (немцы могут назвать так выдающуюся историческую личность). В англоязычной литературе его иногда переводят как “pattern” (образец-шаблон, узор). В русскоязычной можно встретить переводы “структура”, “конфигурация”, но смысл термина существенно отличается от этих вариантов перевода. Если всё же пытаться найти русский аналог, то смысл этого слова лежит скорее где-то на пересечении значений слов “лик” (образ, фигура) и “личность”.
То есть в первоначальном своем значении гештальт - это то же самое, что и идея, то есть (про)образ, форма. Русское слово "лик" по смыслу перкликается со словом "вид". Лик, вид, образ какого-либо человека - это слова одного и того же порядка.
Дальше еще интереснее. Если почитать на
Академике статьи о том, как эволюционировало понятие "идея" на протияжении веков в философской литературе, то получается примерно следующая картина:
- Демокрит: идеи - это неделимые умопостигаемые атомы, из которых состоят изменчивые вещи (первый ввел в употребление слово "идея")
- Платон и неоплатоники: идея - идеальная умопостигаемая вечная сущность вещи (точнее, одного вида вещей) в противоположность чувственному и изменчивому в конкретных вещах, выступают образцами или прообразами вещей.
- Аристотель: идея - это форма вещи (может быть, сейчас он бы сказал, что это фигура или конфиуграция вещи)
- Средневековая философия / Возрождение: идея - это Божественная мысль о вещи, ее прообраз в Божественном уме
- Новое время: идея - это средство и форма человеческого познания действительности (уходит элемент Божественного и метафизического в понятии идеи, на первый план выходит нечто человеческое и инструментальное)
- Британские и французские философы XVII в.: идея - это мысли, начиная от простых эмпирических представлений и кончая абстрактными отвлеченными понятиями
- Кант: идея - априорное понятие чистого разума, отличное от какого-либо чувственного восприятия
- Гегель: идея - объективная истина, совпадение субъекта и объекта, мышления и реальности, венчающая весь процесс развития
- В советском марксизме: идея - форма постижения в мысли явлений объективной реальности, объективное, конкретное и всестороннее знание действительности, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира
Интересная тенденция. Меняется философия - меняется и понимание идеи. Для XX века характерно преобладание инструментального понятия идеи. По мнению философов, понятия можно конструировать, поэтому получается, что и идеи - это нечто конструириуемое. При этом неважно, насколько они истинны - этот метафизический прерассудок прошлого философия XIX-XX столетий отбрасывает смело уверенно. Важно другое: если идея "работает", то она хотя бы поэтому нужна и полезна. Все остальное - неважно.
Теперь у меня складывается такое впечатление, что гештальт - это смелая попытка вернуться к изначальному пониманию идеи как прообраза, формы вещей, котоорая все-таки нами познается, а не конструируется произвольно где-то в голове как какое-то отвлеченное понятие. И если это так, то это не просто новое (оно же - хорошо забытое старое) толкование идеи, но и целая философия, философский подход (опять-таки, хорошо забытый), который подвигает нас смотреть на природу не как на механизм, который надо инструментально освоить, но как на нечто живое и целостное, что нам необходимо познавать. Это познание основано на достаточно тонком восприятии идей, гештальтов, что требует от человека не только остроты и глубины ума, но и активизации и его чувств, и усилий воли. Только такое напряжение всех душевных чувств дает человеку истинное познание вещей, или, если следовать системе понятий Философии Перемен - понимание перемещен и превращений, которыми исполнена и преисполнена вся вселенная.
Связ понятия "гештальт" и более привычного понятия "идея" позволяет говорить более привычно и о
стадиях процесса стратегического мышления. Так,, например, на стадии Act происходит не проникновение в гештальт, а обретение Идеи. Это гораздо проще и понятнее, тем более что стадии Act противоположной является стадия Do. То есть от Идеи - к Воплощению, и снова - к Идее. Это постоянный циклический процесс, подобный качелям, и его надо лишь дополнить некоторыми чертами, характерными для стратегии, например, собирание данных и формирование целостного представления, целостной картины, которая предшествует обретению идеи. Только когда мы глядим целостно на вещи - мы мысли стратегически. Или, например, стратегическое планирование, степень детализации которого должна соответствовать степени детализации и масштабу стратегической картины. Или выделении на стадии Do стратегических действий, которые отделяются от прочих действий (тактических, операционных) с точки зрения их значимости в общей стратегической картине ситуации. И так далее.